Румынский урок неподкупности

Румынский урок неподкупности

Материал ZDG

Виктор Мошняг

С 1 августа в Республике Молдова вступил в силу закон о Национальном агентстве по неподкупности. Этот орган пришел на смену просуществовавшей всего четыре года Национальной антикоррупционной комиссии. Его задача - проверять происхождение доходов и имущества государственных служащих. Молдавские власти опираются на опыт Румынии, где уже девять лет действует Национальное агентство по неподкупности. Его работу высоко оценили и в собственной стране, и в Европейской комиссии.

В сознании жителей Евросоюза Румыния нередко ассоциируется с бедностью и коррупцией. Но с присоединением к ЕС в 2007 году в стране начались реформы, в том числе, и судебная. Так, в 2007 году было учреждено Национальное агентство по неподкупности (НОН). Год спустя оно заработало. Сегодня здесь - более 100 сотрудников, 45 из которых - инспекторы, наделенные полномочиями проверять происхождение имущества и наличие у румынских чиновников интересов, несовместимых с государственными должностями.

Как рассказал генеральный секретарь агентства Силвиу Иоан Попа, с 2008 года проверено 15 тысяч случаев. В основном, по итогам расследования НОН приходило к заключению о нарушении принципа неподкупности. “Мы выявили около 2000 случаев несовместимости должностей, около 500 конфликтов интересов, более 100 случаев необоснованного обогащения. Мы направили много жалоб в прокуратуру в связи с конфликтами интересов, выписали несколько тысяч штрафов за несвоевременное представление или непредоставление деклараций о доходах. Кроме того, за эти годы конфисковано около 3,5 миллионов евро, деньги пошли в бюджет», - рассказывает Силвиу Иоан Попа.

Лаура Штефан, сотрудница организации «Expert Forum»

Как проверяли имущество чиновников

Успех пришел далеко не сразу. Лаура Штефан, румынский эксперт по проблемам борьбы с коррупцией и сотрудница организации «Expert Forum», вспоминает, как трудно было поначалу убедить политиков обнародовать декларации об имуществе. Политики боялись, что “станут мишенью воров, которые растащат их дома и украдут картины со стен”. Впрочем, добавляет она, это, скорее, предлог: “такой аргумент используется во всем мире, когда речь идет о публикации деклараций об имуществе и интересах, но нигде не было отмечено увеличение случаев краж одновременно с публикацией деклараций.”

Габриел Бежан, редактор портала «România Curată»

«НАН было создано в период, когда наши чиновники, например, спокойно набирали на работу в парламентские кабинеты своих родственников, и такой подход был нормой” - говорит Габриел Бежан, редактор портала «România Curată» («Чистая Румыния»), - “Никто не стеснялся, совсем. Это было не только глубоко аморально, но и незаконно. Агентство выявило множество подобных нарушений - помню, было время, когда на этом попались сто с лишним депутатов. Чистое кумовство! Правда, бывало, что НАН подозревали в политических играх. При правлении Хории Джеорджеску звучали обвинения, что агентство ведет охоту только на чиновников, состоящих в оппозиционных партиях”.

По словам Андрея Гушэ, научного сотрудника «Transparency International» в Румынии, о создании антикоррупционного органа впервые заговорили в 2004 году. Тогда в Румынии задумались о необходимости профилактического контроля за имущественным положением и интересами чиновников. «Transparency România» и стала инициатором закона.

Пауль Киовяну, представитель гражданского общества НАН

От законности до нарушения - шаг в 10 тысяч евро

В Румынии НАН заработал репутацию независимого органа. Агентство действует под надзором Национального совета по неподкупности (НСН), куда входят назначенные Сентаном представители государственных учреждениях, чьи декларации об имуществе как раз и подвергаются проверке. Но вмешиваться в рассмотрение деклараций совет права не имеет, пояснил Пауль Киовяну, общественный представитель гражданского общества в этой организации. Его задача - различные рекомендации и, главное, публичная поддержка антикоррупционного агентства от нападок политиков.

Государственные служащие в Румынии подают такие же декларации об имуществе и доходах, как и в Молдове. Правда, в отличие от Молдовы, у антикоррупционного агентства в Румынии есть возможность проверить декларацию не только за этот год, но и за все время работы человека на госслужбе и даже после ее окончания. Ключевая цифра - 10 тысяч евро. По закону, если стоимость имущества чиновника на 10 тысяч евро превышает задекларированный доход, инспектор по неподкупности направляет акт прокурору. Тот в свою очередь обращается в Комиссию по исследованию имущества и ходатайствует о конфискации имущества.

Инспектор и сам может применять санкции, но очень ограниченно. В случаях, если декларация не подана или подана с опозданием, инспектор уведомляет начальника учреждения, где работает объект проверки, а тот уже выбирает форму взыскания: от снижения зарплаты до отстранения от должности.

Свой человек: институт осведомителей работает

По его словам Пауля Киовяну, успехи агентства постоянно отмечаются в отчетах Еврокомиссии, что очень важно для такой страны, как Румыния: конфликты интересов и коррупция все еще не изжиты. “Благодаря инструментам, которые есть у него в распоряжении, НАН росло не по дням”, – говорит Пауль.

Одним из таких инструментов стал Закон об осведомителях неподкупности, защищающий чиновников, которые решили разоблачить коллег или начальство. Речь идет о нарушениях закона, затрагивающих общественные интересы или о фактах коррупции. “Для того, чтобы гарантировать неподкупность чиновников, крайне важно, чтобы лица, занимающие государственные должности, знали об этом праве. Любой человек может быть осведомителем”, – объясняет Вендла Бейер, политолог из Transparency International в Румынии.

«Давайте взглянем на страны с общими проблемами, менталитетом»

Недавно Силвиу Попа, генеральный секретарь НАН Румынии, побывал в Кишиневе, где обсудил с молдавскими коллегами тему создания аналогичного антикоррупционного органа в Молдове. Прошло уже больше трех месяцев с момента вступления закона в силу, но ни руководители, ни структура молдавского агентства так и не определены. Румынские эксперты готовы делиться опытом, сотрудничество Кишинева и Бухареста в этой сфере началось еще в 2013 году. Лаура Штефан считает, что опыт Румынии может оказаться Молдове полезнее, чем опыт других стран - у них много общего.

“Если что-то работает в Финляндии, оно не обязательно будет работать в Румынии или Молдове. Мы заинтересованы обращать внимание на страны, которые сталкиваются с общими проблемами, у которых общий менталитет, общие контрольные механизмы”, особенно в налоговой сфере.

Почему же предыдущая попытка Молдовы создать орган по противодействию коррупции, провалилась? Лаура Штефан, изучавшая работу Национальной антикоррупционной комиссии, пришла к выводу, что закон был слишком беззубым. Комиссия могла только проверять декларации об имуществе, не сравнивая его с реальным положением дел. Да и то только за последний год. К тому же комиссия не имела права применять санкции самостоятельно, а сроки давности по нарушениям были очень маленькими. Новый закон, считает она, лучше, но его эффективность его будет зависеть от политической воли и конкретных людей. И речь не только о руководителях. В агентстве, говорит Силвиу Попа, должны работать “очень хорошо подготовленные специалисты - хорошие менеджеры и, не в последнюю очередь, мужественные люди. Они должны активно давать ход жалобам, сотрудничать со средствами массовой информации, с гражданским обществом, поскольку они действуют как верные watch dogs (сторожевые псы, прим. ред.), которые могут доводить до их сведения информацию о многих нарушений закона”.

Справка:

В “Глобальном индексе восприятия коррупции”, который рассчитывает международная организация Transparency International , Румыния в 2015 заняла 58-е место из 168, пять лет назад страна находилась на 69-ой позиции. Молдова - на 103 месте.