Ryanair запретил полеты пассажирам, вернувшим деньги за неиспользованные билеты на рейсы во времена пандемии COVID-19
Ирландский лоукостер Ryanair запретил полеты на своих рейсах пассажирам, получившим чарджбек за билеты, которыми они не воспользовались из—за COVID—ограничений. Лоукостер требует от таких пассажиров сначала вернуть деньги за рейс, чтобы и дальше пользоваться его услугами.
Об этом первым сообщил британский сайт MoneySavingExpert со ссылкой на пострадавших пассажиров, а затем подтвердил Ryanair в комментарии CNN.
Решение лоукостера касается пассажиров, которые приобрели билеты на рейсы, совпавшие с началом пандемии COVID-19, и не смогли на них попасть из-за ограничений стран на въезд или по собственному решению, чтобы не заразиться коронавирусом.
За эти рейсы Ryanair (и некоторые другие авиакомпании) не возвращал денег, предложив взамен ваучеры на дальнейшие поездки эквивалентной стоимости или перенос полета на другое время. Но некоторые пользователи оспорили оплату через свой банк, и тот вернул деньги (это называется чарджбек).
По данным CNN, пострадавших пассажиров меньше тысячи. Ryanair утверждает, что они «решили не путешествовать, а затем незаконно получили чарджбек через компанию, выдавшую им кредитные карточки». Но в случае возвращения чарджбека их снова «разблокируют».
MoneySavingExpert поговорили с тремя пассажирами, которым Ryanair отказал в приобретении билетов вследствие использования чарджбека. Те говорят, что смогли забронировать билеты, но уже после оплаты получили сообщение, что им запретили пользоваться услугами лоукостера.
Во всех трех случаях Ryanair предложил вернуть потраченные на новые билеты средства даже без возврата чарджбека. Но одна из пассажирок все равно потеряла средства, заплаченные за проживание в другой стране и COVID-тест, поскольку узнала о «блокировке» за три дня до рейса.
Условия пользования Ryanair предусматривают отказ перевозить пассажира, задолжавшего лоукостеру деньги — в том числе и через чарджбек. Впрочем, опрошенные MoneySavingExpert и CNN юристы не пришли к согласию по поводу того, прав ли перевозчик.
С одной стороны, авиакомпании имеют широкую дискрецию на запрет или разрешение клиентам на перевозку. А с другой — такая мера, как запрет пользования услугами из-за чарджбека, может быть непропорционально суровой.
Из-за пандемии коронавируса в 2020 году объем международных пассажирских перевозок упал на рекордные 74% (в кризисный 2009-й было всего 4%). Как следствие, авиаперевозчики (то же Ryanair) понесли существенные убытки из-за того, что должны были отменять или откладывать большинство рейсов.