«Местные выборы убивают децентрализацию». Интервью первого заместителя председателя Всеукраинской ассоциации громад

Пять лет в Украине продолжалась децентрализация, которую правительства представляли как одну из немногих успешных реформ. Почему все сейчас меняется под местные выборы, почему 10% ОТГ страны получат новые границы, какие проблемы ждут крестьян и почему Украину накроет волна протестов, — рассказал в интервью hromadske первый заместитель председателя Всеукраинской ассоциации громад Иван Фурсенко.

О децентрализации

Часть реформы местного самоуправления и административно-территориального устройства — передача значительной части полномочий, ресурсов и ответственности от «центра» на «места». В апреля 2014 года Правительство одобрило Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти.

С 2015 по 2018 годы в Украине создано 878 объединенных территориальных громад (ОТГ). В состав этих ОТГ входит более 4000 бывших местных советов, на территории которых проживает 9 млн человек. Международные эксперты назвали такие темпы межмуниципальной консолидации очень высокими.

Общины начали интегрироваться, чтобы объединить малые деревни по 100-150 человек и иметь возможность нанимать более качественных специалистов. ОТГ получили 60% налога на доходы физлиц, но должны были за свой счет поддерживать образование и медицину.

Концепция предусматривала добровольность, и до следующих местных выборов в 2020 году громады должны были объединиться и идти на выборы в новых объединениях. С 2018 года процесс объединения начал сворачиваться — люди интересовались, но государственной поддержки не было. Сильное местное самоуправление оказалось никому не нужным, потому что оно не ручное и не подконтрольное. После прихода к власти президента Владимира Зеленского формально децентрализацию поддерживали, но фактически ничего не делалось. После инаугурации пошли слухи, что будут досрочные выборы. Власти пытались закончить реформу быстрее, но не получилось. Турборежим несколько замедлился.

23 января 2019 Кабинет Министров Украины инициировал переход к новому этапу реформы децентрализации, который предполагал изменение территориального деления на уровне районов и общин. К середине прошлой недели правительство утверждало перспективные планы развития областей, которые охватили всю территорию Украины. Но даже в июне люди еще не знают, в каком формате они пойдут на местные выборы. И кто из депутатов будет заниматься той или иной деревней.

Первый заместитель председателя Всеукраинской ассоциации громад Иван Фурсенко во время интервью hromadske, Киев, 27 мая 2020Жанна Бабаева/hromadske

О количестве общин и количестве недовольных

У нас примерно 1000 объединенных громад, а еще не объединенных почти 5000. Но в территориальных громадах должны быть все города, поселки и деревни. И всего их должно быть полторы тысячи. Примерно 85% соответствуют методике.

Утвержденные правительством планы не учли значительной части уже созданных ОТГ — 127, которые не попали в этот список. Это почти 15% территории Украины, где проживает два миллиона человек.

О местных выборах

Областные государственные администрации готовили проекты, должны провести консультации «на местах», составить планы и передать правительству, который это должен был утвердить. Но местные выборы приближаются, их нельзя перенести, поэтому Верховная Рада изменила модель принятия перспективных планов, а правительство самостоятельно определяет центр и границы громады. И правительство завершает децентрализацию в ручном режиме. Местные власти не меняется уже пять лет, но министр развития территории несколько раз менялся и менял концепцию предшественников.

Власти хотят изменить границы, переместить часть избирателей в другой округ. Например, Макаровский район Киевской области объединяют в одну громаду, потому что местные власти легко выиграют выборы, если район не будет разделен. Сложнее победить на выборах, когда появятся местные лидеры, которые живут в отдаленных селах. То есть это консервация существующей системы.

Об интересах бизнеса

Часто представители бизнеса агитируют за изменение границ ОТГ и пытаются подстроить все под интересы бизнеса. Например, аграриям важно, чтобы их арендованная земля входила в одно ОТГ, даже если целесообразнее было бы разделить. Мы сейчас имеем общины по 100 тысяч и 25 тысяч человек. Это нарушение методики, ведь планировалось, что ОТГ будут примерно одинаковыми, чтобы местное самоуправление было эффективным.

Возмутительный случай в Херсонской области — немало районов, которые делились на четыре и больше громад, объединили в одну. Их площадь около 300 км квадратных, а расстояние между конечными пунктами составляет 140 км. И этим должен управлять один председатель и 34 депутата. И это решение местных аграрных баронов.

Первый заместитель председателя Всеукраинской ассоциации громад Иван Фурсенко во время интервью hromadske, Киев, 27 мая 2020Жанна Бабаева/hromadske

О странных объединениях

Когда делят общины из центра, то не смотрят на реалии. Например, объединили два села в одну ОТГ, так как между ними по карте 3-4 км. Но там никогда не было дороги. Или, в горных местностях, вообще гора между селами, а люди ездят друг к другу через райцентр по 30 км.

Странный случай с Геническом, на границе с оккупированным Крымом. Села, которые были расположены на Арабатской Стрелке, хотели создать отдельную ОТГ — там огромные ресурсы, вложенные в инфраструктуру, в сезон много туристов, они вполне состоятельны. Но присоединили к Геническу, чтобы они, мол, не смотрели в сторону Крыма. Но они за эти годы уже продемонстрировали свою приверженность к Украине, зачем оскорблять их недоверием? А расстояние между крайними селами там более 60 км.

Об исках общин к государству

Более 70 общин готовят иски к государству. Многие начнут бастовать, перекрывать дороги. Еще до эпидемии коронавируса это начиналось. Я думаю, что с наступлением тепла страну охватят забастовки. Будут беспорядки в Хмельцкой, Одесской, Харьковской, Сумской, Львовской областях — наверное, все области будут бастовать, ведь недовольные есть везде. Потому что пока не все еще поняли, что происходит. Когда решения правительства дойдут до регионов, а жители увидят, кто именно будет ими управлять, они начнут возмущаться. Кроме того, будут проблемы с образованием и медициной, ведь уже созданы опорные школы и больницы, которые сейчас финансируются одними громадами, но окажутся они в другом подчинении.