«С одной стороны — это слабость, с другой — сила»: трое братьев Филимоновых воюют в «Волках Да Винчи»

Сергей (Филя) Филимонов — ветеран «Азова», актер (сыграл главную роль в фильме Олега Сенцова «Носорог»), общественный деятель, а с начала полномасштабного вторжения — снова военный. Со своими собратьями, ротой «Гонор», присоединился к 1-му отдельному механизированному батальону «Волки Да Винчи». Филя — публичный и медийный. За его твиттером следят 54 тысячи подписчиков. Но в батальоне он служит не только с собратьями, но и с двумя родными братьями. 29-летний Виктор Филимонов — аэроразведчик, 40-летний Алексей ходит с Сергеем штурмовать российские позиции.

Мы провели три дня с братьями Филимоновыми на фронте. Это история о том, как это — когда братья — собратья.

«Каждый раз мы понимаем, что мы можем погибнуть»

«Мы сейчас будем заезжать в село, которое мы освободили. Перед этим еще три села освободил наш батальон», — рассказывает Филя, управляя внедорожником в Харьковской области.

В прошлом году батальон «Волки Да Винчи» освободил много сел Харьковской области. Сейчас они снова воюют в области — пытаются остановить наступление россиян на Купянск. В день нашего общения у батальона нет боевых заданий. Вместе с другими военными Филя едет на тренировку, о которой просит подробно не рассказывать, пока ее не выполнят. Для Фили очень важно пойти на нее вместе со штурмовиками, хотя, как заместитель начальника разведки батальона, он и не должен этого делать. Важно, потому что во время предыдущего боя погибли его друзья и лучшие бойцы.

«На последнее задание — там, где парни погибли — я не пошел. Я управлял боем из штаба, и, может быть, это во мне совесть говорит. Возможно, это я себя так обманываю. Мне кажется, если бы я пошел с парнями, все могло быть иначе, поэтому на следующее задание, которое мы разработали, я хочу пойти самостоятельно», — говорит Филя.

У Сергея Филимонова есть принцип — он никогда не отправляет бойцов на задание, на которое не готов пойти сам. Когда задание кажется очень тяжелым и нереальным, идет с собратьями и показывает, что оно реально. У него в группе были раненые, сам он был не раз ранен, но когда он с парнями, вся группа всегда возвращалась живой.

Каждый раз, когда он садится в машину и едет на ноль, думает о том, чтобы еще хотя бы раз увидеть семью, думает о следующей поездке домой, и что после проведенного дома времени будет легче. Встречи с беременной женой и шестилетним сыном из-за их редкости всегда особенные.

«Перед каждым заданием все отдают себе отчет, что могут не вернуться, и с семьями прощаются, и друг с другом прощаются. У большинства военных все переводится на черный юмор, но это абсолютная правда», — говорит Сергей.

Я спрашиваю его, где он находит силы воевать дальше, когда его собратья, как в уже упомянутом задании, возвращаются на щите.

«Большинство военных устали от войны. И все мы хотим поехать к нашим семьям, все мы хотим растить наших детей, заниматься гражданскими хобби и просто жить обычную жизнь, где ты не теряешь очень близких тебе людей и не волнуешься каждый день, что тебя могут убить. Но вариантов нет. Если мы не будем воевать здесь, мы будем воевать через некоторое время в Киеве, Ровно, Виннице, Львове», — отвечает Филя.

Заместитель командира роты Алексей Филимонов (позывной Клещ)hromadske

Алексей, старший брат

Не только Филя, несмотря на должность, ходит с собратьями на штурмы. Алексей Филимонов — самый старший среди братьев, который служит в «Волках». Он стал заместителем командира роты «Гонор» после того, как Филю перевели в руководство батальона.

Мы приезжаем на тренировку, которую проводит Алексей. Часть бойцов стреляет, другая — учится управлять турелью — пулеметом на колесах. «Волки» следят за инновациями, вместе с разработчиками пытаются с помощью техники снизить потери на поле боя.

Рядом с Алексеем его собрат Александр Ябченко — в прошлом представитель Министерства здравоохранения, теперь — командир штурмового взвода, который и внедряет все эти инновации в батальоне. Алексей в шутку называет его «Доктор инновационная смерть».

«Леха был командиром. Во всех операциях, связанных с риском для жизни, где-то сбоку всегда был Леха, — рассказывает Ябченко. — Это традиция батальона "Да Винчи". Командир не отправляет людей куда-нибудь, командир ведет людей за собой. Это очень благородная история это история, которая вызывает уважение. У нее есть и обратная сторона медали. Это традиция Да Винчи. Да Винчи погиб. Мы теряем лучших».

Да Винчи — легендарный командир Дмитрий Коцюбайло, основавший роту «Волки Да Винчи», которая во время полномасштабного вторжения увеличилась до батальона. 7 марта 2023 года он погиб во время артиллерийских обстрелов в Часовом Яру. После смерти Да Винчи батальон возглавил его друг и заместитель Юрий (Капуста) Капустяк.

Фигура Да Винчи очень важна для бойцов. Как говорит Алексей, Коцюбайло был одним из самых мощных командиров, которых он знал, и его смерть ошеломила всех. После похорон бойцы батальона собрались и решили, что должны продолжать дело, которое он начал.

Братья Филимоновы тоже продолжают. Алексей и Сергей, как командиры, хоть и не должны этого делать, но вместе ходят на штурмы. Алексей говорит, что может волноваться за Сергея до операции или после операции, но когда бой уже начался, он концентрируется лишь на том, чтобы не потерять холодность ума.

«Я точно знаю, что его навыки ему позволят все сделать максимально правильно, максимально эффективно отработать, и за него я не волнуюсь», — говорит Алексей.

«Ходить с братом на штурм, — добавляет он, — это высокое доверие, надежность, но это и рискованно. Но когда мы рядом, мы чувствуем поддержку друг друга, мы уверены. Соответственно — это гораздо легче. Когда мы рядом — это спокойно»».

Алексей многодетный отец. У него четыре дочери, младшая родилась уже во время вторжения. Я спрашиваю, не уговаривал ли Филя его, как многодетного отца, демобилизоваться.

«Это не повод демобилизоваться, это повод быть здесь, — отвечает Алексей. — Я это делаю не только для себя, также я это делаю в первую очередь для них, чтобы в будущем они могли жить в нормальной стране, в нормальных условиях».

Аэроразведчик Виктор Филимоновhromadske

Виктор, средний брат

О том, что делать 24 февраля, братья договорились заранее. Для них было очевидно, что большая война неизбежна, говорит 29-летний Виктор Филимонов. Поэтому в день Х он уехал в условленное место. И вот он сидит в посадке под Купянском и держит в руках планшет к «Мавику», на котором наблюдает за позициями россиян.

Боеприпас приземляется где-то недалеко, и звук прилета раздается посадкой. Виктор смотрит, откуда стреляет танк.

— Может, оттуда работает, смотри? — обращается он к своему собрату Аферу, с которым работает в паре, и тот наклоняется над планшетом.

— Ну-ка, выше поднимись, предлагает Афер.

— Видишь, где он находится?

Афер отвечает утвердительно. Полученные данные передают в штаб.

До вторжения Виктор работал айтишником. «Как все программисты, сидел играл себе в "Доту" (компьютерная игра — ред.). Выгорел на работе. Это как на отдых приехал, здесь легче, чем на работе», говорит Витя.

Удивленно спрашиваю: «Даже в Бахмуте было легче?». Виктор говорит, что легче. В те редкие моменты, когда нет прилетов и вылетов, здесь, посреди леса, на минутку может действительно показаться, что это отдых на природе. Но очередной взрыв быстро развеивает это заблуждение.

В отличие от других братьев, Виктор интровертный и менее разговорчивый. Афер говорит, что сначала они очень мало общались, только со временем разговорились. Теперь вместе мониторят позиции россиян с коптерами.

Дронами Виктор раньше не интересовался. Да и не очень выбирал, в какое подразделение пойти.

«Надо было полетать, я решил, что можно было полетать», рассказывает Виктор.

Теперь он летает и тогда, когда братья идут на штурм. Как аэроразведчик, наблюдает, как разворачивается бой. Как и Алексей, во время боя за братьев не волнуется.

«Концентрируешься на работе — привыкаешь ко всему», немногословно отвечает Виктор.

Заместитель начальника разведки батальона Сергей Филимонов (позывной Филя)hromadske

Сергей (Филя), младший брат

Для Сергея, в отличие от братьев, это не первая война. Он воевал в 2014-2015 годах с «Азовом». Мама не сомневалась, что он сразу уйдет на фронт, если россия вторгнется. Так же и Филя не сомневался, что Леха и Витя пойдут воевать.

«Витя на год старше — мы жили одной жизнью. Мы вместе очень много сражались против одних ребят в школе. Леша всю жизнь был для меня примером по многим вопросам», — рассказывает Филя.

После школы Виктор пошел в политехнический лицей и заинтересовался программированием, Сергей — свободной борьбой, стал футбольным фанатом и общественным деятелем. Их пути разошлись, чтобы снова сойтись в 2022 году. Школьные драки сменились боями с россиянами.

«У меня братья хорошо воюют. Витя очень большой специалист в дронах. Куда бы мы ни приехали, все оценивают его работу очень высоко», — говорит Филя.

Когда с Алексеем он идет на штурм, то волнуется за него, но так же, как и за других собратьев.

«Это с одной стороны — слабость, с другой — сила, потому что я на 100% уверен и любая задача не кажется невозможной», — говорит Филя.

Но это не единственные его братья. Семья Филимоновых большая: у них пять братьев и две сестры. В войну вовлечены так или иначе все, рассказывает Филя. Старший брат, тоже айтишник, который живет в Соединенных Штатах, финансово помогает. Мама волонтерит. Младший брат, как говорит мама, «не рожден для войны», и хотя Филя ее понимает, но не исключает, что и ему придется воевать. В течении дня, который мы проводим вместе, Сергей не раз повторяет, что воевать со временем придется всем.

«Мне бы не хотелось этого, но правда такая. Тех людей, которые не готовятся к войне, думают, что им будет достаточно писать одобрительные комментарии и ставить лайки в интернете, и война пройдет где-то рядом, только не у них, хочу огорчить: скорее всего, воевать придется всем. И чем раньше эти люди поймут, чем раньше начнут к этому готовиться, тем легче потом будет им воевать, тем больше шансов у них будет выжить, тем больше шансов у нас будет сохранить страну», — говорит Сергей.