С поправкой на перья: пять историй о гендерных отношениях у птиц

Накануне Международного дня борьбы за права женщин hromadske решило сместить фокус и посмотреть, как проблемы гендерных отношений решаются в птичьем царстве. Оказалось, что там можно найти как ожидаемые параллели с человеческим обществом, так и неожиданные, возможно даже — перспективные модели.

Помогла разобраться нам орнитолог Наталья Атамась, которая сейчас работает над научно-популярной книгой «Птичья история: интриги, скандалы и искусство выживания», которая выйдет в издательстве «Віхола» в апреле этого года.

Орнитолог Наталья АтамасьAtamas Natalia/Facebook

Гарем краснолобой яканы

Вы могли видеть в интернете трогательные и забавные фото птички, похожей на небольшую курицу на длинных ногах, у которой из-под крыльев свисают несколько пар ног ее птенцов. Это краснолобая якана, которая живет на водоемах Южной Америки.

Если быть более точным — ее самец. Потому самки этого вида никогда не занимаются уходом за птенцами. У них другие важные дела — охранять территорию. Ведь они — обладательницы гарема из нескольких мужчин.

Самка яканы — крупнее самца. Она спаривается с каждым из своих мужей и откладывает несколько кладок по 3-5 яиц в каждой. За каждой ухаживает счастливый отец. Причем это могут быть и не его дети, а другого самца из того же гарема, который, возможно, ухаживает за его собственными детьми. Но оба они все равно счастливы.

Среди представителей этого вида самцов значительно больше, чем самок. Поэтому самцы не брезгуют условиями «брачного контракта», а соглашаются на все — лишь бы оставить после себя потомство.

А где привилегии, там и дополнительные обязанности и риски. Если по каким-то причинам самка краснолобой яканы погибнет, владелицы соседних гаремов выгонят ее детей, а самцов заберут к себе.

Желтая кукушка в лесах штата Аризона, США, 8 июля 2019 годаAP/Peter Pearsall

Большая камышовка и соревнования за место любимой жены

В отличие от краснолобой яканы, большие камышовки предпочитают традиционную птичью семью. Но изредка у них тоже формируются гаремы. Правда, главным является самец, который оплодотворяет двх-трех самок.

А вот выкармливать детей муж помогает только старшей жене — той, которая отложила яйца первой. Остальным женам приходится полагаться на хорошую кормовую базу.

Но если по какой причине кладка старшей жены погибает, то ее место сразу занимает самка, отложившая яйца второй. И она же получает все льготы первой.

Исследования шведских ученых показали, что кладка первой жены погибает чаще, чем этого следовало бы ожидать. И это происходит не случайно: «младшие жены» выискивают гнездо с первой кладкой и крепкими клювами протыкают яйца.

Подобное поведение, когда самки птиц убивают детей своей конкурентки, встречается в птичьем царстве нечасто. Например, есть сведения, что изредка это практикуют самки домашнего воробья.

“Smart is the new sexy” в исполнении попугайчиков

Родина волнистых попугайчиков — Австралия, но у нас этих птиц тоже хорошо знают, потому что их часто содержат дома. Очевидно, что они достаточно умны уже хотя бы потому, что их можно научить говорить.

Но далеко не все знают, что этим птицам близка концепция “Smart is the new sexy”. И практиковать ее они начали значительно раньше, чем представители нашего с вами вида.

А выяснилось это благодаря экспериментам китайских ученых. В лаборатории они формировали тройки попугайчиков: самка и два самца в каждой. Сначала исследователи определяли, какого из партнеров самка предпочитает. Его исследователи оставляли в покое, а другому, которому не повезло с вниманием самки, проводили специальный тренинг: учили открывать ящик-головоломку, наполненную зерном.

Сделать это без тренировки сложно, и самка об этом хорошо знала. Ведь авторы эксперимента показывали ей эту головоломку и давали возможность испытать на ней свой интеллект.

На следующем этапе самке снова показывали тех же двух самцов и «предлагали» им достать зерно из ящика-головоломки. Вчерашний избранник сделать этого не может, а его тренированный соперник легко решает задачу.

Вы уже наверное догадались, кого именно в этот раз выберет самка. Правильно — того, у которого хорошо работает голова. Это и не удивительно, потому что в скудном австралийском буше, где обитают эти попугайчики, найти пищу — задача совсем не из простых. А от нее зависит, не более и не менее, жизни семьи.

Кукушки, которые желают добра своим детям

Все знают, что кукушка собственного гнезда не строит, а свои яйца подбрасывает другим птицам, чтобы они их высиживали. Но далеко не все представляют, как она это делает и какого совершенства достигла в своем деле.

Биологическая программа кукушки предусматривает, что в течение сезона она откладывает от 3 до 10 яиц. Для каждого из них она заранее ищет птичью семью, например, трясогузки или большой камышовки, которая примет ее будущего ребенка.

Кукушка начинает следить за каждым гнездом, на которое строит планы, еще с начала его строительства. Ведь успеть сделать свое дело она может только в определенный момент — когда в гнезде будущих приемных родителей появятся их первые два-три яйца.

Для откладывания яиц кукушка, как правило, выбирает вторую половину дня, когда, согласно птичьему расписанию, хозяева меньше времени проводят в гнезде. Максимум одна минута — и кукушкино яйцо уже лежит рядом с яйцами приемных родителей.

Но птички хорошо считают, по крайней мере, если дело касается их потомства. Поэтому кукушка сразу же должна избавиться от одного из яиц, которые были в гнезде. При этом от любого, а именно от того, из которого должен вылупиться первый птенец.

Да-да, она знает, как его распознать, хотя для нас с вами оно может внешне никак выделяться среди других. Для кукушки это очень важно, потому что именно ее ребенок должен первым появиться на свет, чтобы выбросить из гнезда остальные яйца и монополизировать внимание своих приемных родителей.

Иногда демографическая ситуация складывается так, что в одном гнезде оказывается несколько яиц от разных кукушек. Все они без исключения также будут уничтожены первым птенцом, который появится на этот жестокий свет.

А кукушка хохлатая (это родственница нашей обыкновенной кукушки, которая живет в Юго-западной Европе, Западной Азии и Африке) вообще имеет крутой нрав. Она так же подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц, в первую очередь, сорок. Но после этого она следит, чтобы приемные родители не вздумали избавиться от подкидыша. Если это случится — кукушка отомстит и разорит гнездо.

Вас, возможно, интересует, какую роль в этой трагедии с гнездовым паразитизмом играют самцы кукушек? Никакой! Они в этой истории «белые и пушистые», занимаются своими делами.

Пара попугаев на пальме в Майами-Бич, знаменитом Южном пляже Флориды, США, 7 июля 2020 годаAP/Wilfredo Lee

Зачем птицам «коммуналки» и чужие дети на собственную голову

В то время как кукушки подбрасывают яйца в гнезда других видов, есть птицы, которые ищут приемных для своих будущих детей среди представителей собственного вида. Например, редкая в Украине водоплавающая птица, которая называется гоголь.

Исследователи выяснили, что от 30% до 90% яиц в их кладках — подброшены. То есть их снесла не та самка, которая их высиживает. Потом, когда вылупляются неродные птенцы, самка все равно будет заботиться о них, как о своих собственных.

Шведские ученые исследовали местную популяцию гоголя и выяснили, что те, которые подбрасывают яйца, и те, которые их «усыновляют» — чаще всего, кровные родственники, например, двоюродные сестры. У этих и многих других водоплавающих птиц именно самки ежегодно возвращаются на одно и то же место, чтобы продолжить свой род. И каждый год они встречают знакомых родственников, которым фактически доверяют уход за своими детьми. То есть, при более внимательном научном взгляде, то, что казалось паразитизмом, оказывается большим семейным делом.

Такие птицы, как красноголовый нырок, хохлатая чернеть и некоторые другие, селятся в колониях обыкновенных, или речных чаек. Наблюдать такие шумные «коммунальные квартиры» можно даже на водоемах даже в столице Украины.

Исследования показывают, что чем больше плотность такой смешанной колонии, тем чаще нырок и хохлатая чернеть подбрасывают яйца другим представителям своего вида. И это не очень хорошо, на первый взгляд: самка не в состоянии хорошо согревать яйца в большой «коллективной» кладке, поэтому дети в них не так хорошо вылупляются, как в «монокладках», где все яйца — от одной самки.

Но жить вне колонии и насиживать только свои яйца — тоже плохо, ведь здесь птенцам будут угрожать хищники. Таким образом, приходится выбирать из двух зол меньшее.