Самолеты возвращаются в небо: куда, за сколько и на каких условиях можно улететь из Украины

С 15 июня снова можно летать за границу — правительство разрешило международные авиаперелеты в рамках поэтапного ослабления карантина. Куда именно и как это будет происходить — в материале hromadske.

Полеты точно восстановят?

По словам министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия, для этого есть два условия. Первое — отсутствие ограничений на въезд граждан Украины, второе — контролируемая эпидемиологическая ситуация в каждой отдельной стране. Позже заместитель министра иностранных дел Евгений Енин также отметил, что МИД ведет переговоры с теми странами, где уже действует регулярное авиасообщение.

В какие страны могут улететь украинцы?

В первую очередь улететь можно будет в США, Турцию, Албанию и Великобританию, а с 27 июня — в Тунис. По данным Министерства инфраструктуры, еще несколько стран ожидают улучшения эпидемической ситуации в Украине. Так, Кипр и Черногория еженедельно просматривают возможность открытия границ для украинцев. Грузия и Греция вернутся к этому вопросу с 1 июля.

Никаких ограничений нет на границе с США, Албанией и Турцией. Однако по прибытию в последнюю необходимо пройти тестирование на коронавирус. Так же и в Тунисе. А в Великобритании придется две недели посидеть на карантине.

Ранее в Министерстве иностранных дел сообщали, что ожидают восстановления авиасообщения прежде всего с Азербайджаном, Болгарией, Грузией, Турцией и Кипром. Еще с рядом государств дипломаты МИД ведут переговоры, говорил заместитель министра иностранных дел Евгений Енин.

Мининфраструктуры Украины

Но Европейский Союз закрыл границы?

Так, страны-члены ЕС продлили запрет на въезд иностранцев в Евросоюз. Однако уже с 1 июля они могут начать открывать границы для туристов.

Сейчас в Европейский Союз могут улететь только люди, которые постоянно проживают в ЕС, граждане стран-членов ЕС, которые сейчас находятся за рубежом, члены их семей и дипломаты. Также въезд в Евросоюз разрешен медикам и исследователям, людям, перевозящим товары, и пограничникам.

По словам директора аэропорта «Борисполь» Павла Рябикина, лететь в ЕС уже могут те, кто возвращается на место учебы или путешествует для лечения.

Действуют ли в открытых странах карантинные мероприятия?

Да. Например, в некоторых провинциях Турции обязательно надо носить защитные маски на улице. А если у пассажиров, въезжающих или выезжающих из городов на автобусах или собственных автомобилях, зафиксируют повышенную температуру или кашель, их отправят на 14-дневный карантин. Подробнее о карантинных мероприятиях в разных странах можно почитать на сайте МИД.

Температуру проверяют и на входах турецких отелей, сообщает местное издание Daily Sabah. Также там будут выдавать защитные маски, а гостей с симптомами COVID-19 будут отправлять в специально созданные на территории отелей карантинные зоны.

Отели должны быть заполнены максимум на 60%, а после отъезда туристов комнаты необходимо дезинфицировать и проветривать в течение 12 часов. Общие зоны тоже изменят так, чтобы посетители меньше контактировали друг с другом. Продукты в зонах питания закроют защитным стеклом, кофемашины уберут. Фитнес-центры и спа-центры в этом сезоне будут закрыты.

Будут ли пускать в Украину иностранцев?

Частично. Въезжать позволят тем иностранцам, которые не являются гражданами стран со значительным распространением COVID-19 и находились на территории таких государств в течение последних 14 дней.

Международный аэропорт «Борисполь» готовится к открытию и восстановлению пассажирских полетов, Киев, 13 июня 2020 года. Представители авиакомпаний в защитных масках на стойках регистрации полетов в аэропортуСиница Александр/УНИАН

Какие рейсы анонсируют аэропорты?

Восстановить международные рейсы из аэропорта «Киев» имени Сикорского готовы авиакомпании Belavia, LOT и WizzAir, сказано на странице аэропорта в Facebook. С 16 июня самолеты из Жулян могут летать по таким направлениям: Belavia — Минск (Беларусь), LOT — Варшава (Польша), WizzAir — Биллунд (Дания), Афины (Греция), Берлин, Нюрнберг, Бремен, Ганновер (Германия), Вильнюс (Литва), Ларнака (Кипр), Вена (Австрия), Рига (Латвия), Лиссабон (Португалия), Гданьск (Польша).

Международный аэропорт «Борисполь» с 15 июня ожидает восстановления 15 регулярных рейсов (в целях безопасности — не более 9 одновременно). По словам генерального директора аэропорта Павла Рябикина, большинство запланированных рейсов — внутренние. Относительно международных — в Великобританию, Ливан, Оман. Эти рейсы заранее планировались как эвакуационные, говорит Рябикин. Также с 15 июня по аэропорту будет курсировать скоростной экспресс Kyiv Boryspil Express.

В «Борисполе» советуют не ждать четкого расписания на ближайшие 2-3 месяца — спрос небольшой, а некоторые компании могут вносить коррективы. «Слишком много все потеряли денег, чтобы выполнять рейсы, которые не наполнятся», — говорит директор по стратегическому развитию аэропорта «Борисполь» Антон Борисов.

Некоторые авиакомпании до сих пор не открывают продажи билетов. Президент МАУ Евгений Дыхне сообщает, что их авиакомпания сделает это, скорее всего, не раньше августа. Восстанавливать маршруты МАУ будет с учетом того, в какие страны смогут ехать украинские туристы, и с точки зрения ущерба, какой авиакомпания сможет себе позволить.

Что изменится в самолетах и аэропортах?

Как и во многих других общественных местах, в аэропортах за время карантина появились санитайзеры и отметки для соблюдения дистанции. Но есть и другие нововведения.

Заходить в терминалы смогут только те, кто имеет посадочные талоны или билеты. Исключение могут сделать для лиц, сопровождающих детей или пассажиров с ограниченной подвижностью. Заходить можно только в медицинских масках или респираторах. На входе в терминалы пассажирам будут измерять температуру. Если она будет превышать 38 градусов и если у пассажира есть лихорадка, кашель или затрудненное дыхание, его могут не пустить в самолет и передать медицинскому персоналу.

Самолеты перед рейсами должны дезинфицировать. Воздух в салоне постоянно циркулирует через фильтры, поэтому, по словам президента авиакомпании МАУ Евгения Дыхне, украинские пассажиры отходить от мысли, что авиационный транспорт добавляет рискы. Бортпроводники МАУ будут носить защитные костюмы с масками и очками. На входе в самолет будет отдельный температурный скрининг. Последний ряд компания резервирует на случай, если кто-то из пассажиров начнет кашлять — чтобы не было угрозы для других.

Пункты общественного питания в «Борисполе» заработают тогда, когда откроют и все другие рестораны в городе. В залах ожидания и на борту будуть продавать только упакованную пищу, а рассчитаться можно будет только карточкой. Комнаты для курильщиков остаются закрытыми, курить можно будет только на террасе в бизнес-зале.

«Борисполь» предупреждает, что у улетающих из Украины некоторые авиакомпании требуют заранее заполнить анкету о состоянии здоровья. А по прилету в Украину пассажирам придется установить приложение «Действуй дома» для прохождения самоизоляции. По словам гендиректора аэропорта Павла Рябикина, «Борисполь» нашел лаборатории, которые могут развернуть пункты тестирования на коронавирус в зоне пролета — отрицательный результат мог бы освободить пассажиров от обсервации. Однако чтобы это реализовать, нужно решение правительства.

Также аэропорт планирует закупить аппараты температурного скрининга для входов в терминал, боди-сканеры для бесконтактного досмотра и системы распознавания лиц для бесконтактного биометрического контроля. Несколько таких аппаратов уже работают в «Борисполе» в тестовом режиме.

Международный аэропорт «Борисполь» готовится к открытию и восстановлению пассажирских полетов, Киев, 13 июня 2020 года. Воображаемая пассажирка в защитной маске проходит проверку металлодетектором и процедуру измерения температурыСиница Александр/УНИАН

Как аэропорты пережили карантин?

По словам Антона Борисова, директора по стратегическому развитию «Борисполя», предприятие имеет 100 миллионов гривен убытков ежемесячно, несмотря на сокращенные вдвое расходы. Гендиректор аэропорта Павел Рябикин говорит, что вернуться к уровню себестоимости они смогут при условии обслуживания примерно 100 рейсов в день, а восстановить трафик конца 2019 года «Борисполю» удастся лишь в конце 2023 года.

Аэропорт «Киев» имени Сикорского из-за коронавируса потерял 92% прибыли, отправил около 2000 сотрудников в отпуска за свой счет, и без финансовой и регуляторной поддержки от государства рискует обанкротится. Об этом заявляет Олег Левченко, генеральный директор компании «МАСТЕР-АВИА», обслуживающей «Киев». Аэропорт требует от правительства ввести минимальные ставки на авиационное обслуживание, создать равные условия для всех аэропортов и гарантировать честную конкуренцию.

Чтобы поддержать аэропорт «Киев» — второй по величине и пассажиропотоку аэропорт Украины — пользователи соцсетей рассказывали связанные с ним истории под хэштегом #SaveKyivAirport , а музыканты присоединились к благотворительному концерту.

А что с ценами на билеты?

Пока непонятно. Президент авиакомпании МАУ Евгений Дыхне говорит, что сейчас все авиакомпании имеют избыточные ресурсы, и в борьбе за спрос некоторые из них будут использовать низкие цены. Но все же не все авиакомпании смогут позволить себе работать в убыток.

Гендиректор аэропорта "Борисполь" Павел Рябикин уверяет: ожидания, что билеты будут дешевле, ложные — из-за карантинных убытков перевозки станут дороже.

Смотрите в прямой трансляции hromadske, как из аэропорта «Борисполь» отправляется первый послекарантинный международный рейс.