Сделано в Youtube: Как видеоблогеры меняют жизнь
Номер пятьроссийского списка Форбс Алишер Усманов предпочёл обратиться к своему оппоненту Алексею Навальному не через традиционные средства массовой информации, а с помощью канала Youtube. Одно это говорит о том, что новые медиа заняли прочное положение в современном русскоязычном медиапространстве.
Материал«Euroradio»
У канала TrashSmash190 тысяч подписчиков, а количество просмотров научно-популярных шоу достигает 600 тысяч.
Номер пятьроссийского списка Форбс Алишер Усманов предпочёл обратиться к своему оппоненту Алексею Навальному не через традиционные средства массовой информации, а с помощью канала Youtube. Одно это говорит о том, что новые медиа заняли прочное положение в современном русскоязычном медиапространстве. Согласно данным компании Youtube, около трети всех пользователей интернета (то естьболее миллиарда человек) ежедневно просматривают сотни миллионов часов онлайн-видео. Прирост просмотров на Youtube в России в 2016 году составил 50%.
Онлайн-видео дало возможность существенно разнообразить темы и жанры, которые пользуются интересом у пользователей. В частности, большой рост произошел в сфере образовательного видео, стандарты которого не менялись с пятидесятых годов прошлого века. На сегодняшний деньe-learning индустрия зарабатывает свыше $100 млрд в год. По данным Google, 57% людей в возрасте 16-34 лет говорят, что видеоролики ― один из основных источников, где они черпают информацию.
Русскоязычный сектор Youtube также предлагает своим пользователям разнообразный образовательный контент, втом числе видеоблоги, которые снимают очень талантливые молодые люди. Например, youtube-канал TrashSmash снимает минчанин Валентин Конон. Насегодняшний день уканала 190 тысяч подписчиков, аколичество просмотров научно-популярных шоу, которые снимает Конон, достигает 600тысяч. «Конёк» канала ― критика общественных наукообразных стереотипов, например, осмертной казни или гомофобии.
«Уменя было предвзятое отношение ксмертной казни игомосексуальности. Моего дядю, сотрудника милиции, застрелили вовремя выполнения задания, ― рассказывает автор канала TrashSmash Валентин Конон. —Вкаждом изнас есть что-то варварское, что заставляет нас поддерживать принципы типа „око заоко“. Нокогда впроцессе подготовки ксъёмкам яначал изучать научные материалы, моё мнение изменилось. Светский гуманизм, накотором построено большинство нынешних обществ, подразумевает отказ отсмертной казни».
Репутация
Видеоблогинг как в русскоязычном секторе интернета, так и по всему миру развивается лавинообразно. На сегодняшний день в Youtube более старусскоязычных блогеров, чья аудитория перевалила за миллион. Пользователям интересно мнение, которое высказывает тот или иной блогер, у них есть возможность задать автору вопрос в комментариях, высказаться, уличить во лжи, поставить лайк или дислайк. Политолог Екатерина Шульман называет этот феномен “новой прозрачностью”: интересующая информация достаётся и распространяется мгновенно. И в силу этой прозрачности важным ресурсом для блогеров становится доверие зрителей и, следовательно, встаёт вопрос о репутации блогеров. Что в свою очередь заставляет самих блогеров следить за репутацией друг друга. Это немилосердная высококонкурентная среда, где каждый сам за себя и борется за своего зрителя, а обсуждение репутации конкурента становится элементом шоу.
Иногда репутационные войны разворачиваются вокруг политических событий. 26 марта этого года стендап-комик Данила Поперечный (937 тысяч подписчиков)поддержалакции протеста против коррупции,организованные Алексеем Навальным. В своём ролике он как бы защищал своих коллег по индустрии развлечений, говоря, что зрители должны понять своих любимцев и не требовать от них открытого озвучивания своей политической позиции. Через два дня на этот вызов откликнулся блогер Николай Соболев (2,9 миллиона подписчиков) итакже поддержалНавального. В общей сложности эту историю посмотрели три с половиной миллиона зрителей.
Специальным пристальным вниманием зрителей иблогеров пользуются проекты, которые либо подозревают впричастности кКремлю, либо прямо обвиняют всодействии властям. После того как 15мая бывшая солистка «Ленинграда» Алиса Вокс выложила клип «Малыш», блогеры засчитанные часы раскопали, кто изасколько заказал записать эту песню.
Впрочем, автор канала Kamikadzedead Дмитрий Иванов считает, что отбольших неприятностей блогера спасает короткая память интернета: «Здесь новость жива один день. Анаследующий день она уже ушла изтрендов, она уже неинтересна большинству». Ипоэтому какойбы промах нисделал блогер, наследующий день онём забудут.
Политика
Политическое влияние видеоблогеров стало зримым, когда 26марта 2017 года зрители видеоролика «Онвам неДимон», подготовленныого Фондом борьбы скоррупцией, вышли наулицу. Иэта акция стала самой массовой российской несанкционированной акцией сдевяностых годов. Политики, донедавнего времени игнорировавшие youtube, всрочном порядке занялись вопросом «кто такие видеоблогеры ичто сними делать.» Именно поэтому блогер Саша Спилберг внезапно получила приглашение выступить вГосдуме, люди, вхожие вадминистрацию президента, начали продюсировать видеоклипы, авладелец медиагруппы Life Арам Габрелянов занялся субсидированием видеоблога «Дружко-шоу».
Аудиторию в 22 миллиона пользователей, а именно столько просмотров набрал ролик “Он вам не Димон”, власти проигнорировать не могут, но, похоже, слабо представляют себе, что с ней делать.
«Имкажется, что это какой-то дополнительный инструмент пиара, как вдевяностые были листовки, асейчас будут ролики. Насколько это плохо работает, видно нагорестных примерах роликов про Навального, который Гитлер, итакже этой злосчастной песни тоже про Навального. Таким образом импока неудаётся нащупать, каким именно образом работать сэтим инструментом. Сним нельзя никак работать, если осознавать его как инструмент. Если осознавать эту среду как океан, томожно научиться как-то вней плавать»,— считает политолог ивидеоблогер Екатерина Шульман.
В отличие от властей, оппозиция понимает, в какую сторону нужно двигать пользователей с тем, чтобы получить еще большее влияние. 5 июня Алексей Навальный объявил конкурс на лучший политический видеоблог. Организаторы конкурса рассчитывают существенно расширить поток информации из регионов и таким образом потеснить телеповестку.