Секс по взаимному согласию или изнасилование? В чем разница
Активисты, лидеры мнений, феминистически настроенные граждане — все мы отовсюду кричим о том, что нужно бороться с культурой изнасилования и внедрять культуру согласия.
Как выглядит это на практике? Нам необходимо создавать такой общественный контекст, где будет нулевая терпимость к сексуальным преступлениям; контекст, где пострадавшим от сексуального насилия будут верить и защищать их, а обидчиков будут ждать общественное осуждение и наказание за содеянное.
Одним из первых шагов является определение того, чем именно изнасилование отличается от секса по взаимному согласию. Это касается как борьбы с бытовыми стереотипами о том, что такое брак, чем является романтика, какими должны быть «правильные женщины», так и работы на законодательном уровне.
Как согласие на секс определяет украинское законодательство
Принцип активного согласия начали утверждать в украинском законодательстве относительно недавно. Только в 2019 году изменили старое положение, которое требовало доказательств физического насилия/сопротивления, чтобы доказать изнасилование. До этого изнасилованием считали «половое сношение с применением физического насилия, угрозы его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшего».
Теперь же изнасилование — это совершение действий сексуального характера, связанных с вагинальным, анальным или оральным проникновением в тело другого человека с использованием гениталий или любого другого предмета, без добровольного согласия потерпевшего (статья 152 Уголовного кодекса Украины). Такие изменения стали большим шагом в признании того, насколько разным бывает сексуальное насилие, и что самое главное в таком преступлении — нарушение принципа согласия жертвы на интимные отношения.
По обновленному законодательству, согласие должно быть предоставлено свободно и сознательно и не может быть получено при применении насилия, угроз или других форм давления.
В той же статье 152 УКУ говорится, что согласие на другие виды активностей, таких как общий отдых, употребление алкоголя или совместный ночлег, не может автоматически считаться согласием на секс. Для активного согласия необходимо четко и недвусмысленно выражать его вербально или невербально, но так, чтобы это было понятно обоим партнерам.
Согласие рассматривается как добровольное только в том случае, если оно является результатом свободного волеизъявления личности и учитывает все сопутствующие обстоятельства. Согласие не считается действительным, если оно было предоставлено во время физического или психологического давления, насилия, обмана или в состоянии беспомощности. К такому состоянию относят, в частности, алкогольное и наркотическое опьянение.
Впрочем, в украинском законодательстве до сих пор есть пробелы, ведь изменения 2019 года не охватывают действия сексуального характера, не связанные с проникновением в тело, а такими действиями можно считать, например, домогательства в позиции власти или полномочия, а также те случаи, когда женщина насилует мужчину без проникновения в тело.
Какие ситуации никогда не являются согласием на секс
Рассмотрим подробнее опасные предубеждения о том, что определенные ситуации являются автоматическим согласием на секс:
1. Изнасилование в браке. Согласие на секс всегда должно быть свободным и обоюдным, жена и муж не являются собственностью друг друга.
2. Возможность передумать. Согласие на секс должно быть свободно выраженным, в любой момент человек может отозвать свое согласие.
3. Соглашение на одно действие сексуального характера не означает согласия на все другие действия.
4. Развращение несовершеннолетних. Люди, не достигшие возраста согласия (в Украине это 16 лет), не могут давать согласие на половые отношения.
5. Обморочное состояние или интоксикация. Сексуальные отношения с кем-либо, кто находится в бессознательном состоянии, во сне или под влиянием интоксикации, не могут быть основаны на согласии, поскольку этот человек не может дать свободное обоснованное согласие из-за невозможности трезвой и осознанной оценки собственных действий.
6. Изнасилование путем обмана. Ситуации, где одна сторона скрывает информацию или использует обман, чтобы получить согласие на секс под фальшивыми условиями.
7. Люди с умственными нарушениями или уязвимыми состояниями не всегда способны выразить свое согласие на секс или понимать последствия собственных действий и действий других людей по отношению к ним, поэтому необходимо защищать их права и безопасность.
8. Позиция доверия или возможности. В ситуациях, когда одна сторона использует свою позицию доверия или полномочия (руководитель по отношению к подчиненным, преподаватель — к студентам), чтобы получить согласие на секс, есть давление использования власти и высшей позиции, — это изнасилование.
Опасные предубеждения о согласии
«Культура согласия разрушает романтику в сексуальных отношениях. Законы о согласии только приведут к клевете». Такие опасения выражают в публичном пространстве. Что с ними не так — разбираем дальше.
В 2019 году, когда в Украине вступили в силу изменения к Уголовному кодексу, в интернете активно распространяли мемы о «расписках на секс», жаловались, что новое законодательство якобы закрепляет очевидные вещи, а требования к согласию станут причиной клеветы за сексуальное насилие.
Шутки об изнасиловании являются ярким проявлением культуры насилия (ведь речь идет про обесценивание серьезности преступления). Особенно если учесть, что 67% украинок не обращаются в полицию из-за страха, что им не поверят.
Большинство жертв сексуального насилия даже не всегда сознают, что их изнасиловали. Исследование, охватившее 28 случаев изнасилований женщин и девушек в возрасте от 14 лет, показало, что в этих случаях 60% жертв изначально не осознавали, что их изнасиловали. Учитывая такую неутешительную ситуацию в обществе, идея о том, что клевета об изнасиловании более распространена, чем настоящие изнасилования, ошибочная и манипуляционная.
Что касается стереотипа о том, что вербальное согласие разрушает романтику в половых отношениях, то проблемой является именно романтизация сексуальной агрессии. Культура насилия распространяет агрессию как нечто привлекательное в массовой культуре: фильмы, сериалы, литературные произведения и даже мифологические сюжеты — все это закрепляет силу и агрессию в качестве подлинной маскулинности. Поэтому целью культуры согласия является обратное — романтизация взаимного согласия как ценности в отношениях.
* * *
Насилие не может иметь оправданий. Важно замечать, насколько разными бывают изнасилования, чтобы определить для них адекватное наказание.
Если человек говорит «нет» или является вашим подчиненным или не достиг возраста согласия, то этого уже достаточно, чтобы понять: любые дальнейшие действия сексуального характера по отношению к нему являются насилием.
Одежда человека, макияж, язык жестов, даже статус ваших отношений не означают «да». «Нет» значит нет. Что может быть проще?