Село в четыре семьи между Турцией и Арменией

Тлик — крохотное село на армяно—турецкой границе. Войти сюда незамеченным невозможно: встретить незнакомца обязательно выйдет вся деревня.

Автор: Анжела Степанян
JAMnews

Тлик - крохотное село на армяно-турецкой границе. Войти сюда незамеченным невозможно: встретить незнакомца обязательно выйдет вся деревня. В этом нет никакого преувеличения, потому что во всем Тлике живет всего четыре семьи.

Впрочем, общаться с приезжими будут только мужчины - женщинам разговаривать с незнакомцами, особенно мужского пола, нельзя. С мужчинами на всякий случай лучше вообще избегать бесед, пусть даже и со знакомыми.

Такие правила царят в селе Тлик, в котором живут представители самой консервативной общины Армении - езиды.

Езиды— этноконфессиональная группа курдов, которая исторически жила, в основном, на севере Ирака. Этот народ исповедует езидизм, вероучение, которое во многом опирается на зороастризм. В Ираке езидов постоянно подвергало гонениям мусульманское большинство - есть свидетельства о десятках попыток геноцида. C 2014 года езиды жестоко преследуются террористической организацией “Исламское государство”. Совсем недавно Европарламент вручил премию Сахарова двум езидским активисткам - Надие Мурад и Ламийе Айи Башар, которые чудом смогли выбраться из рабства и рассказали, что происходит с их соотечественницами, попавшими в плен к “Исламскому государству”.

По довоенным подсчетам, в мире насчитывалось около миллиона езидов, из них в Ираке и Сирии проживало до 700 тысяч. Около 200 тысяч человек рассредоточены по странам Европы. В Украине езидская община насчитывает 4 тысячи человек; примерно 40 тысяч живет в России, а 35 тысяч - в Армении. Это самое внушительное по численности этническое меньшинство в этой стране - около 1 процента от общей численности населения.

В переводе на бюрократический язык, которым пользуются местные власти, 4 семьи из Тлика - это 22 избирателя, пять членов совета старейшин и сельский староста, которого выбрали совсем недавно.

Сурик Хачатрян старше всех в селе, ему 74. На правах старейшины он разрешает поговорить с женщинами.

Самой разговорчивой оказалась Алиф Самоян. Алиф не так давно вернулась в Армению из России, где прожила несколько лет. Вернулась, чтобы женить сына. Брак детей для езидов - вопрос особый. Женитьба на девушке другой национальности считается добровольным отречением от веры. Бунтаря, который решится на такой шаг, община, скорее всего, навсегда отвергнет. Поэтому браки у людей, которые познакомились случайно, бывают очень редко. И как будто специально, чтобы продемонстрировать процесс сватовства, в Тлик приехала женщина из другого села - на смотрины потенциальной невестки.

По езидским традициям, обязанность ходить на смотрины полностью возложена на женщин, мужчинам запрещено даже просто присутствовать в доме. Сам будущий жених может зайти в дом невесты только после того, как ее родители дадут согласие на союз. Особой ролью наделены старейшина Сурик и сельский староста. Они стоят в центре села – и не уйдут, пока не уедет гостья. Их задача – проследить, чтобы водитель, который привез женщину, не зашел в дом невесты.

Женщины одеты обычно, как жительницы любого другого села в Армении. Национальная одежда у езидов уже не в моде, объясняет Алиф. Ну разве что пожилые женщины - они по-прежнему носят на голове косынки. Утрачены и национальные блюда - в повседневной жизни хозяйки оставили только кавурму - то есть традицию заготовки на зиму прожаренного мяса. Более живучей оказалась традиция раздельных застолий для женщин и мужчин. На свадьбах и других мероприятиях накрываются два стола; в идеале, мужчины и женщины сидят вовсе в разных комнатах, но когда это невозможно, традиция разрешает отделить пирующих занавеской.

Рассказывая о жизни в селе, Сурик бегло перечисляет, чего в Тлике никак нельзя сделать. А именно: нельзя выпить воды из крана, нельзя сходить в магазин, нельзя продать дом. Водопровод был утрачен вскоре после распада Союза, примерно тогда же закрылся магазин.

Воду с тех пор полагается покупать у специальных цистерн, которые приезжают к селу в лучшем случае раз в неделю. Это единственная покупка, которую можно сделать на месте. За всем остальным, даже если это совсем базовый минимум, вроде соли и спичек, нужно идти в магазин - он находится в 15 километрах отсюда. Неудивительно, что недвижимость в Тлике совсем не котируется и продать здесь дом не представляется возможным. Жители не раз обращались к властям, но те бездействуют. Это дискриминация, считает Сурик, ведь соседние армянские села худо-бедно обеспечены необходимым.

Как многие старики в Армении, Сурик не без ностальгии вспоминает старые времена. Тогда в деревне жили 110 семей; люди занимались земледелием, разводили скот. У каждой семьи в хозяйстве насчитывалось по сто голов скота - крупного и мелкого.

С начала 90-х жизнь стала приходить в упадок, село опустело. Большая часть местных жителей уехала за границу, остальные разъехались по Армении. Перед отъездом люди запирали двери и окна и отдавали ключи тем, кто оставался. Постепенно уехали почти все.

Практически все дома в селе стоят пустые. Иногда в них временно селятся жители соседних деревень, которые гонят скот на высокогорные сезонные пастбища. В этом году так в Тлике поселились было одиннадцать семей, но к зиме и они разъехались по домам. И село снова опустело.