«Штрафной изолятор - это тюрьма в тюрьме»
Яна Гончарова, координатор проекта РосУзник
Координатор проекта «РосУзник» Яна Гончарова рассказала “Громадскому на русском” о том, что происходит с Олегом Сенцовым и Александром Кольченко.
Какие последние новости?
Новостей на самом деле не так уж много, потому что связь с ребятами затруднительна. На днях стало известно, что Олег попал в штрафной изолятор. По какой причине, мы пока еще не знаем и узнаем в течение какого-то времени, может в течение месяца.
Саша Кольченко уже был в штрафном изоляторе несколько раз, причем по каким-то надуманным поводам.
За что вообще попадают в штрафной изолятор?
Туда можно попасть за то, что не поприветствовал сотрудника колонии, например, за жаргонные выражения или мат, за то, что нет бирки. Сашу туда поместили за то, что он вышел в футболке и шортах, а не по форме. Причин, почему могут поместить в изолятор, очень много. Наказание несоразмерно. Можно отсидеть 15 суток за то, что сказал слово “”барак”.
То есть фактически можно поместить любого человека в ШИЗО, если он неугоден?
Да, кроме того, практика помещения в штрафной изолятор политических заключенных - это такая карательная практика. Бывают случаи, когда человек не выходит из ШИЗО. У нас есть анархист Алексей Сутуга, который сидит в колонии в Иркутске. Фактически его помещают на 15 суток, он выходит, и его помещают снова, придумывая причины. В колонии невозможно доказать свою правоту. Самое опасное, что таким образом можно перевести человека на строгие условия содержания. То есть то, что он находится в колонии, - это одно, но есть еще строгие условия содержания. Это меньшее количество передач, меньшее количество встреч, человека переводят в худшие условия. То есть это тюрьма в тюрьме.
Уже больше года говорят, что возможно обменять Сенцова и Кольченко на каких-то российских граждан, которые находятся в Украине. Как вам кажется, можно ли их обменять, или это уже узники совести, которых российские власти не отпустят?
Несмотря на то, что МИД РФ заявил, что они российские граждане, - это не значит ровным счетом ничего. Афанасьева тоже считали гражданином России. У нас есть информация, что переговоры ведутся, они ведутся с самого начала. На это может повлиять только политическая воля.
Вы имеете ввиду со стороны России?
Конечно, ведь непосредственно сам Путин решает, отпустить или не отпустить. Может быть все что угодно. Возможно, ведутся какие-то торги. По освобождению Надежды Савченко тоже было много информации. Ходили слухи, что Путин хочет за ее освобождение коридор в Крым. За что сейчас идут переговоры - непонятно. Официально это обмен на каких-то людей. Проблема в том, что неясно, на каких именно. Украина не говорит, какие это люди, кого они готовы предложить в обмен. Эта информация скрывается, и мы не знаем этого.
На прошлой неделе появилась информация, что Олег Сенцов отказывается встречаться с родственниками. Правда ли это и о чем это свидетельствует?
Да, Олег по разным причинам не хочет, чтоб к нему приезжали родственники. Во-первых, Якутия - это очень далеко, его матери будет очень тяжело туда ездить. Во-вторых, он говорит, что после длительных свиданий (это 2-3 дня) очень тяжело приходить в себя, увидев родственников. Это морально очень сильно давит. Ну, и конечно, он надеется на то, что все же скоро вернется в Украину. Поэтому он не готов пока к таким встречам. Вообще, конечно, моральный настрой у него падает, потому что он с самого начала верил, что скоро произойдет обмен, но, как мы видим, ничего не налаживается и не происходит обменов.
Ведущий Алексей Тарасов
«Громадское на русском» 22 октября 2016 года
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!