Сколько получают руководители государственных компаний. Их обязали раскрыть зарплаты, но некоторые чихали на закон

В начале сентября депутаты в едином порыве (324 голоса) поддержали закон, обязывающий государственные Речь идет о государственных/коммунальных предприятиях и организациях и хозяйственных обществах, в которых более 50% акций/паев принадлежат государству или территориальной общинекомпании раскрывать размер зарплат и других выплат руководства. И хотя дедлайн у госпредприятий прошел еще 5 ноября, далеко не все выполнили требования закона.

Кто сколько зарабатывает, а кто не хочет раскрывать эту ​​информацию — в материале hromadske.

* * *

Прозрачными должны были стать заработки руководителей компаний, их заместителей, членов правления и членов наблюдательных советов.

«Эти нововведения будут способствовать предотвращению коррупционных правонарушений. Они наконец-то дадут общественности возможность получить достоверную полную информацию о расходах средств на оплату труда руководителей госпредприятий»,сказал после принятия закона тогда еще первый вице-спикер Рады Руслан Стефанчук.

Это уже не первая попытка «Слуги Народа» получить политические очки благодаря «строгости» к руководству госкомпаний — в начале карантина правительство ограничило их максимальные зарплаты до 47 тысяч гривен. Однако уже осенью 2020-го это решение было отменено.

Мы не питали иллюзий относительно поголовного исполнения компаниями норм закона, поэтому решили не ждать 5 ноября и разослали запросы более чем в 10 крупнейших госкомпаний. Закон «О доступе к публичной информации» обязывает их раскрывать информацию о зарплатах руководителей.

Как и предполагалось, не все госкомпании рассекретили заработки руководства, а показавшие часто публиковали это на своих сайтах не в самых очевидных местах. Например, на сайте «Укргазбанка» найти отчет можно следующим образом: Главная О банке Корпоративное управление. Но даже в этом разделе еще нужно выбрать «дополнительная информация» — и только тогда можно будет узнать, сколько же получают члены правления и наблюдательного совета банка.

Также не все компании ответили на наши запросы. Но обо всем по порядку.

У руководителя «ПриватБанка» Герхарда Бёша самая высокая официальная зарплата среди чиновников госкомпаний. В «ПриватБанк» австриец перешел из банка «Райффайзен»Пресс-служба «Райффайзен»

Банки-«отличники»

Все государственные банки выполнили нормы закона и обнародовали информацию о зарплатах высшего руководства. Больше всего (среди всех руководителей, не только банков) получает австриец Герхард Бёш, который летом возглавил «ПриватБанк» — 1 миллион 136 тысяч гривен за октябрь (после уплаты налогов осталось 893 тысячи). Пятеро заместителей Бёша получили от 614,5 тысяч до миллиона гривен.

Глава правления «Ощадбанка» Сергей Наумов не слишком отстает от своего австрийского коллеги, получив за октябрь 1,08 млн гривен (868,4 тысячи после уплаты налогов). А вот остальные члены правления от «приватовских» отстали сильнее: 313-621 тысяча.

В «Укргазбанке» и.о. главы правления Андрей Кравец получил за свою работу 620,2 тысячи (496,1 тысячи после налогов), а другие чиновники — от 380 до 526 тысяч.

У скандального «Укрэксимбанка» после увольнения Евгения Мецгера также остался только и.о. главы правления — Сергей Ермаков.В октябре он заработал 450,2 тысячи грн (349,2 тысячи после уплаты налогов). Члены правления — 270-450 тысяч.

«Двоечники» и «троечники»

Среди других крупных государственных компаний далеко не все рассекретили информацию о вознаграждениях своего руководства, а некоторые раскрыли частично или «по-хитрому». В число «хитрецов» попали «Укрэнерго» и госкомпания Государственное предприятие, которое выкупает у производителей электроэнергию по «зеленому тарифу». Также компания занимается куплей-продажей электроэнергии, которую затем получает население«Гарантированный покупатель» — они опубликовали общую сумму зарплат всего руководства.

Так, за октябрь глава правления «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий и еще четверо членов правления заработали 2 миллиона 55 тысяч гривен (зарплаты и другие выплаты). Но кто из них сколько получил, компания не разглашает. Директор «ГарПока» и трое его заместителей получили за октябрь 1 млн 269 тысяч гривен.

«Укрэнерго» была одной из компаний, куда мы обращались с запросом. В нем мы четко выделили вопросы о зарплате руководителя и других менеджеров высшего звена. Однако в своем ответе компания также предоставила только общие данные.

Среди компаний, опубликовавших данные и о зарплатах руководителей, и о доходах других высокопоставленных должностных лиц (в том числе членов наблюдательных советов, где они есть):

В случае с «Нафтогазом» есть данные только о руководителе компании Юрии Витренко.

А вот те, кто не опубликовал в открытом доступе данные о зарплатах руководства:

  • «Укрзализныця»;
  • «Оператор газотранспортной системы»;
  • Государственная продовольственно-зерновая корпорация;
  • «Украэрорух»;
  • «Укргидроэнерго»;
  • Аэропорт «Борисполь»;
  • «Энергоатом»;
  • «Укроборонпром».

В то же время последние трое в списке раскрыли эту информацию по запросу hromadske. Что касается «Укроборонпрома», то следует отметить, что это концерн, объединяющий ряд компаний, поэтому формально он не подпадает под действие закона.

Но есть и те, кто фактически проигнорировал два закона — и обязывающий раскрыть данные о зарплатах руководства, и обязывающий отвечать на запросы журналистов. Так, «Украэрорух» и Государственная продовольственно-зерновая корпорация не ответили на обращения hromadske.

Размер зарплат топ-чиновников государственных компанийАнна Ульянова / hromadske

Рейтинг самых богатых

Учитывая, кто раскрыл данные о зарплатах руководства, мы составили рейтинг самых высокооплачиваемых менеджеров в государственном секторе. Больше всех получили руководители уже названных госбанков. Но в их число ворвалась Татьяна Бондаренко, директор полиграфкомбината «Украина», изготавливающего документы.

  1. Герхард Бёш («ПриватБанк») — 1,136 млн.
  2. Сергей Наумов («Ощадбанк») — 1,08 млн.
  3. Татьяна Бондаренко (ГП «Полиграфический комбинат Украина») — 754,5 тысячи.
  4. Андрей Кравец («Укргазбанк») — 620,2 тысячи.
  5. Сергей Ермаков («Укрэксимбанк») — 450,2 тысячи.
  6. Юрий Гусев* («Укроборонпром») — 398,6 тысячи.
  7. Алексей Дубревский* (аэропорт «Борисполь») — 341,3 тысячи.
  8. Александр Голодницкий (Администрация морских портов) — 288,98 тысячи грн. А его заместитель по техническим вопросам развития Виталий Липский – 305,2 тысячи.
  9. Игорь Смилянский («Укрпочта») — 272,1 тысячи.
  10. Богдан Банчук (Аграрный фонд) — 258,4 тысячи.
  11. Тарас Петрушак (ГП «Автомобильные дороги Украины») — 233,4 тысячи.
  12. Петр Котин* («Энергоатом») — 90,86 тысячи.
  13. Юрий Витренко («Нафтогаз») — 50,55 тысячи.

*«Борисполь», «Энергоатом» и «Укроборонпром» ответили на запрос hromadske, но не раскрыли информацию на сайте. Для их руководителей указан именно должностной оклад, в случае с другими компаниями речь идет о зарплате и других доходах за октябрь.

Интересно, что руководители крупнейших энергетических компаний страны — «Энергоатома» и «Нафтогаза» — оказались в хвосте списка. Что касается Павла Котина, пресс-служба «Энергоатома» в ответе на запрос hromadske объяснила: Минэнерго не заключило с ним контракт, поэтому он получает зарплату, равную должностному окладу руководителя Запорожской АЭС.

Чудеса отписок

В заключение не можем не рассказать о нескольких компаниях, которые не проигнорировали наши запросы, однако толку от этого оказалось немного. «Укрзализныця», «Оператор ГТС» и «Нафтогаз» ответили на запрос сначала так: собирать эту информацию долго, поэтому ответ предоставим через 20 рабочих дней.

«Оператор ГТС» прислал такое письмо 8 октября, 20 дней давно прошли, и вот за день до публикации, 23 ноября, мы наконец получили ответ — он пришел в бумажном виде через «Укрпочту»! В нем «Оператор ГТС» отказался раскрывать информацию, объяснив, что надо обращаться в компанию «Магистральные газопроводы Украины».

«Нафтогаз» также отписал 8 октября и тоже пообещал ответить в течение 20 рабочих дней. Но ответ поступил 5 ноября, когда компания уже опубликовала данные на своем сайте. И как вы думаете, что было в ответе? Да, ссылка на сайт компании.

«Укрзализныця» свои 20 дней взяла днем ​​ранее, 7 октября. И вот 26 октября у нас был ответ. И какой! В нем компания напомнила, что руководствуется Конституцией Украины и многими другими нормативно-правовыми актами, а также упомянула принятый закон о раскрытии зарплат в госкомпаниях. Далее читайте сами:

«В соответствии с изменениями (внесенными упомянутыми законом, — ред.), правовой режим обращения указанной информации изменен, а значит, Обществом (то есть УЗ, — ред.) в настоящее время принимаются дополнительные меры по приведению в соответствие установленным нормативам нынешних реалий».

Так что «нынешние реалии» таковы, что закон есть, но многие государственные компании, среди которых гиганты с миллиардными оборотами, чихать хотели на него. Как и на закон, обязывающий отвечать на запросы журналистов.