Смерть, болезнь или зимняя спячка? Что происходит с монобольшинством Зеленского
Депутатов распустили по домам. Официальная причина — представителей монобольшинства скосил коронавирус. Якобы из—за больных «слуг» Рада не смог принять даже повестку дня. «Трудно определить, где ковид, а где саботаж», — на правах анонимности говорит представитель президентской фракции. hromadske решило разобраться, чем заболело монобольшинство Зеленского.
Сбои в голосовании
«Большинство есть, но его нет». Так, ситуацию в Верховной Раде описывает представитель президентской команды.
Ситуация действительно двусмысленная. Только во фракции «Слуги народа» — 241 депутат. В дружественных депутатских группах «Доверие» и «За будущее» — 41 штык. В определенных условиях помогает с голосованиями и Юлия Тимошенко, у которой еще 25 депутатских мандатов.
Все вместе — это не просто большинство, а конституционное большинство, более 300 голосов. Впрочем, во время последнего голосования 1 февраля табло высветило лишь 223 голоса «за», из которых 34 дали «Европейская Солидарность» и «Голос». Сбои при голосовании были и на предыдущей пленарной неделе.
Все это привело к тому, что власти решили не выносить в зал важные законопроекты, например об экономическом паспорте за подписью Владимира Зеленского. Его анонсировали на 27 января. Но 1 февраля парламентский зал для заседаний был закрыт.
Коронавирус или импотенция?
Неурядицы с голосованием монобольшинства стали ярко проявляться после новогоднего перерыва.
27 января парламент не удовлетворил заявление об отставке руководителя Фонда госимущества Дмитрия Сенниченко. Зеленые кнопки нажали 223 депутата, из которых лишь 175 «слуг» всего (всего во фракции — 241).
Этот провал поспешили объяснить коронавирусом: 23 депутата Зеленского болели ковидом и загранкомандировками: депутаты были в составе официальных делегаций в Брюсселе и Страсбурге (24-28 января проходила сессия ПАСЕ).
Если обычно в голосованиях в Верховной Раде участвуют 80-90% «слуг», то 27 января этот показатель составил 79,5%, что не является критически низким. А уже 1 февраля электронный протокол парламента показал 72,8%. То есть в среднем в тот день голосовали 175 «слуг». Не участвовали в голосовании или отсутствовали — 66. Последнюю цифру нельзя объяснить исключительно командировками и болезнями.
«Это не референтно, потому что многие не пришли или ушли раньше, — объясняет голосование 1 февраля один из руководителей фракции. В момент общения депутат лечился от коронавируса. — Но ясно, что если мы не можем принять повестку дня, то это свидетельствует о фракционной несостоятельности».
Сколько «слуг» осталось?
hromadske поинтересовалось у нескольких представителей властной команды: сколько стальных штыков осталось во фракции «Слуга Народа»? Точное чилос не смог назвать ни один. Оценки колеблются в пределах 180-200 депутатов.
«Если в зале 200 слуг, то у нас 180 голосов. Если будет 180, то у нас — 160. Простая математика — минус 20. Это “разумковцы” плюс несколько, которые по разным причинам могут не быть в зале», — рассказывает представитель команды Зеленского.
Момент отставки Разумкова собеседник называет временем, когда монобольшинства не стало арифметически. Так что сейчас точное число верных президенту депутатов можно проследить только по голосованиям за принципиальные законопроекты. Впрочем, после новогодних праздников таких в зал не вносили. И именно из опасений, что они не получат поддержку большинства.
В то же время глава партии «Слуга Народа» убеждает, что монобольшинство существует, и уже скоро это можно будет увидеть. «Все-таки два года прошло. Монобольшинство хоронили, но оно существует. Я надеюсь, что сейчас карантин закончится, все придут в парламент здоровые, и на табло мы сможем показать 226 голосов за важные инициативы», — заявила Елена Шуляк в эфире «Украинского радио».
«Хотелки» групп поддержки
Сомнений в верности возникают не только в отношении самих «слуг», но и их партнеров — депутатских групп «За будущее» и «Доверие».
В ноябре прошлого года гражданская сеть «Опора» посчитала, что «Доверие» по инициативе монобольшинства голосовало в 81% случаев, а «За будущее» — в 47%.
Но после ухода «разумковцев» цена голосов «Доверия» и «За будущее» выросла. «Сейчас такая ситуация, что они могут выдвигать достаточно серьезные условия для дальнейшего сотрудничества», — говорит один из депутатов-«слуг».
Эти «хотелки» озвучивают hromadske два других представителя команды Зеленского. Речь идет о должностях на уровне областей и парламентских комитетов. То же «Доверие» в свое время на распределение руководящих должностей в Раде не претендовало, потому что возникло на несколько месяцев позже. За свои голоса они хотят возвращения мажоритарки на следующих парламентских выборах. А еще требуют доступа к бюджетным потокам.
Что у монобольшинства возникли проблемы, почувствовала и Юлия Тимошенко. И начала снова предлагать себя в партнеры.
На Согласительном совете 31 января она публично призвала к объединению «всех неравнодушных политических сил». «Правительство национального единства — это единственное, что может защитить сейчас от расшатывания ситуации внутри страны», — заявила Тимошенко.
«Приходится идти за помощью к Юлии Владимировне. Мы даже проголосовали за ее плохую (в оригинале использовано нецензурное выражение, — ред.) временную следственную комиссию по “Нафтогазу”, которую полгода затягивали», — говорит представитель команды Зеленского.
Именно в рамках договоренностей, утверждает источник hromadske в «Слуге Народа», Тимошенко публично высказалась об уголовном деле против Петра Порошенко. И назвала поставки угля с оккупированных территорий финансированием терроризма.
Однако главное требование Тимошенко — пост премьер-министра. Но это для власти пока неприемлемо.
Любовь закончилась, пришла «белиберда»
Впрочем, главная проблема в отношениях президента с собственной фракцией — недовольство депутатов-«слуг». И это может стать самой большой головной болью Банковой.
В самом начале работы парламента «слуги» завели общий чат. В нем рядовые депутаты «изливали душу». Сейчас этот чат стал абсолютно токсичным.
«Есть люди, постоянно пишущие о своих проблемах. Но большинство не взаимодействует в чате фракции. Есть люди, которые могут немного прибухнуть вечером. А может не немного. И начинают писать разную “белиберду”. Причем им никто не отвечает, а они все пишут и пишут», — делится впечатлениями одна из депутатов от «Слуги Народа».
Не фракция, а ясельная группа в детском саду
Неудовлетворенных «слуг» становится все больше. Они жалуются на отсутствие реакции на свои запросы со стороны Офиса президента.
В то же время верный Зеленскому депутат его защищает: «Президент не должен сидеть и, как детям, депутатам что-то объяснять. Тем более что эти депутаты то в скандал вляпаются, то в видео НАБУ. Ходить на заседания фракции, чтобы каждый там свои боли выплескивал или рассказывал, что губернатор не зовет на открытие каких-то объектов? Президенту не нужно этого делать».
Последний раз Зеленский встречался с фракцией еще в октябре прошлого года в Трускавце накануне отставки Разумкова. После этого на свидание к президенту ходят только руководители парламента, фракции и комитетов. На Банковой считают, что они должны быть посредниками в коммуникации с рядовыми депутатами.
При этом представитель команды Зеленского признает, что отношение президента к фракции ухудшалось постоянно. И это может окончательно разделить Зе-команду образца 2019-го.
«Блок Зеленского»
В конце января «слуги» узнали шокирующую новость: поход на следующие парламентские выборы Банковая рассматривает под другим флагом и с другими людьми. Речь идет о ребрендинге партии под условным названием «Блок Зеленского».
«Во фракции из-за этого все на ушах стоят: все звонят, что-то выясняют, интересуются. Официальной же коммуникации нет. Заместители ничего не говорят, а люди читают какие-нибудь слухи, телеграм-каналы, сайты», — говорит один из влиятельных «слуг».
На недостаток информации сетуют и рядовые депутаты. В разговоре с hromadske они жалуются, что ничего не смогли выяснить даже у главы партии. «Шуляк в частных беседах рассказывает депутатам, что она о ребрендинге не слышала», — говорит один из депутатов-мажоритарщиков.
Представитель команды Зеленского объясняет, что ребрендинг как один из вариантов парламентской кампании обсуждался уже давно. А падение рейтинга «Слуги Народа» только приближает перезапуск политсилы.
Это ставит крест на политических перспективах немалого числа нынешних «слуг». Многие понимают, что место в следующей Раде они не получат.
Желательным для Зеленского выглядит результат, если его партия наберет 25% голосов. При этом для расчетов в команде президента берут старую смешанную пропорционально-мажоритарную систему с оговоркой «если мы ее вернем».
Похороны политической карьеры большинства «слуг»: сезон открыт
В таком случае «Блок Зеленского» по списку может получить около 60 мест. Из нынешних мажоритарщиков на победу смогут надеяться лишь 10-15 депутатов. То есть в общей сложности наберется 70-75 проходных мест. А две трети действующих депутатов останутся вне Верховной Рады. На самом деле — больше, потому что списочная часть «Блока Зеленского» может формироваться за счет «новых лиц».
Если выборы пройдут по системе открытых списков, то у президентской партии возникнет другая проблема — внутривидовая борьба. Чтобы попасть в парламент, кандидат должен быть не только в списке президентской силы, но и получить больше голосов, чем другие выдвиженцы Зеленского. И все это не во всей стране, а в отдельной области. Для этого нужно работать на местах. Поэтому может случиться так, что в округе возникнет борьба между новым лицом Зеленского из списка и старым «слугой»-мажоритарщиком, который пойдет на выборы уже не под флагами нынешнего президента.
Для нынешних списочников перспектива предстоящих выборов с открытыми списками будет определена уже в этом году. С теми, кого не отправят работать на округ и не дадут денег из бюджета, Офис президента не планирует дальнейшего сотрудничества.
«Две трети считают, что депутатами больше не станут. И что в такой ситуации им делать? Голосовать за все, что Офис “пихает”? Включая негатив? Не хочется. Штрафуют. Народ обижается», — рассказывает представитель парламентских «слуг». На уточняющий вопрос hromadske, что значит «штрафуют», он не ответил, сославшись на плохую телефонную связь.
Один из руководителей фракции делится наблюдением, что все «слуги» рассчитывают, что с ними проведут разговор о будущем, что-то предложат. При этом добавляет, что Офису президента важно не просто запустить ребрендинг политической силы Зеленского, но и определить критерии попадания в будущий избирательный список. «Переназвать партию и взять без каких-либо критериев людей — условных “тищенко” — это будет только хуже», — заключает депутат.
Вы нам голоса — мы вам должности
Пообещать должности — один из вариантов успокоить нынешних «слуг» и сохранить более или менее эффективное монобольшинство. Представитель команды президента озвучивает следующую схему: берется максимум должностей в случае победы на парламентских и президентских выборах — 200-300-400: в исполнительной власти, в посольствах, ОГА и РГА. Их предлагают «слугам», которые в список «Блока Зеленского» не попали. Таким образом этих «слуг» сохранят для монобольшинства.
Однако у этой схемы есть один большой минус — реализация обещания после выборов. Далеко не все могут в это поверить. «Сейчас люди будут осторожно относиться к таким обещаниям. Потому что в предыдущие пять раз многих “кинули”. Людей системно “кидают”, начиная с 2019 года», — говорит один из лидеров парламентских «слуг».
При этом он упоминает и формирование списка и органов власти в 2019-м, списки на местных выборах в 2020-м и формирование местных органов власти после этого, а также ряд других невыполненных обещаний.
На вопрос hromadske, кто именно «кидал», собеседник обобщает: Офис президента.
Другой руководитель фракции уверяет, что депутаты получили все, что были должны получить. И добавляет: «Если кто-то чем-то недоволен, то может пенять только на зеркало».
Весна покажет
Команда президента понимает проблемы с управляемостью большинства. Среди вариантов разрешения кризисной ситуации называют и возможность дистанционного голосования депутатов, а также пугают роспуском парламента.
Но признают, эти варианты маловероятны. Дистанционное голосование должно быть утверждено в парламенте. А депутаты в этом не заинтересованы.
Досрочно разгонять парламент не в интересах уже Зеленского. Ведь в следующем созыве у него будет еще меньше верных штыков.
Так что единственный выход — договариваться со всеми заинтересованными сторонами.
«О чем-то можно договориться с “разумковцами”, о чем-то — с “павлюками” (группа «слуг», которых считают подконтрольных Илье Павлюку, — ред.), то же и с “Майбахом” (депутатская группа “За будущее”, — ред.), и “Доверием”. О чем-то с Юлей. Наше руководство к таким сложным расчетам на работе не привыкло. Они впервые с таким столкнулись», — говорит один из «слуг».
Удастся ли договориться — страна увидит уже весной. Следующая неделя также пройдет в Раде в подвешенном состоянии. К моменту написания этой статьи коронавирусом болели около 30 депутатов.
«Ситуация пока нарывающая, но скоро может взорваться. И это будут использовать оппоненты», — говорит представитель команды Зеленского.
Это ощущают и в оппозиции. По крайней мере, Юрий Луценко на съезде партии «УДАР» говорил, что чувствует запах 2004-го и 2013-го. «Если мы хотим прекратить вакханалию, “зраду” и развал страны, нужно забрать у Зеленского инструмент его губительной политики — монобольшинство», — заявил Луценко с трибуны.
И тут уже вопрос к самому Зеленскому: отдаст ли он свой инструмент? Или сейчас начнет исправлять свою ошибку 2019 года, когда список формировался «на коленке» с кучей случайных людей, а мажоритарные округа раздавались на откуп разным партнерам.