🎧 Сосед-террорист: как Лукашенко захватывает оппонентов и почему ему это сходит с рук
23 мая самолет, выполнявший рейс из Афин в Вильнюс, экстренно приземлился в Минске — на его борту якобы была бомба. Ее не нашли, но этим рейсом летел основатель белорусского телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич, которого тут же задержали. Ему грозит до 15 лет тюрьмы, и это еще в лучшем случае.
Европейские страны в счастливое для режима Лукашенко совпадение не поверили, и ограничили полеты над территорией Беларуси, а также перестали пускать самолеты компании «Белавиа» в свои порты. Хотя это, кажется, уже не очень беспокоит белорусского лидера.
Почему Лукашенко чувствует свою безнаказанность? Почему реакцию Украины на действия соседа можно назвать «позорной»? Почему Путин никогда не откажется от защиты режима Лукашенко, что бы ни сделал белорусский диктатор? Об этом журналисты hromadske Лиза Сивец и Павел Калашник рассуждают в новом выпуске подкаста «Украинские истории».
Слушайте этот эпизод на платформах: Castbox, SoundCloud, Apple Podcasts, Google Podcasts и YouTube.
Слушайте все «Украинские истории» на Castbox, SoundCloud, Apple Podcasts и Google Podcasts.
Кто такой Роман Протасевич и зачем он Лукашенко?
Задержанный в Минске Роман Протасевич — белорусский активист, блогер, бывший журналист. Он сотрудничал с белорусскими редакциями Радио Свободы и «Еврорадио». Известность ему принес телеграм-канал NEXTA, который был самым популярным во время белорусских протестов в августе прошлого года и отчасти координировал протесты. Там также публиковали личные данные силовиков, чтобы хоть как-то на них повлиять. Роман модерировал этот канал. NEXTA набрал больше 2 миллионов подписчиков и теперь признан в Беларуси экстремистским.
Протасевич долго жил в Польше, бывая дома лишь наездами, а после прошлогодних выборов переехал в Вильнюс, где работал в штабе Светланы Тихановской. Тихановская участвовала в президентских выборах 2020 года и заняла второе место.
Канал NEXTA был самой грозной силой оппозиции, ее локомотивом, и на самом пике протестов будущее Лукашенко было довольно туманным. Неудивительно, что это стало для него чем-то очень личным, и он пошел на такие, мягко говоря, экстраординарные шаги, чтобы задержать Протасевича.
Как заставили самолет RyanAir совершить посадку и как задерживали Романа Протасевича?
Роман летел рейсом авиакомпании RyanAir из Афин в Вильнюс. Еще в Афинах он заметил, что возле него крутится какой-то подозрительный человек. Он написал об этом своим коллегам по NEXTA.
Когда самолет практически подлетал к литовской границе, то есть был уже гораздо ближе к Вильнюсу, чем к Минску, его развернули. Якобы поступило сообщение о том, что борт заминирован. В небо подняли истребитель, который и сопроводил самолет в аэропорт Минска, где он пробыл около 7 часов.
После полного досмотра самолета, вещей и находящихся на борту граждан, несколько человек были задержаны, а остальные улетели в Вильнюс. Среди задержанных был Протасевич, его девушка и несколько человек, которые, как заявили в компании RyanAir, возможно были сотрудниками КГБ Беларуси. Власти Беларуси это отрицают.
Однако все это выглядит как акт государственного терроризма.
Несколько авторитетных СМИ, таких как Der Spiegel и DailyBeast, отметили, что письмо о бомбе, которое якобы получили в Минске, пришло через 25-27 минут после того, как белорусские диспетчеры сообщили о ней пассажирскому борту.
И Лукашенко поступил беспрецедентно, совершив, по сути, теракт, похитил человека, используя как прикрытие военную угрозу. Поэтому последующие решения ряда стран об отмене полетов над Беларусью, выглядят вполне логично, ведь никто не даст гарантий, что другой борт после отказа следовать в аэропорт Минска действительно не собьют.
Что касается версии причастности к «минированию» ХАМАС, она также не выдерживает критики, ведь якобы имевшее место требование к Израилю прекратить огонь, по факту прозвучало тогда, когда обстрелы Сектора Газа уже прекратились.
Вместе с Романом задержали его девушку, что мы про нее знаем?
Задержанную зовут София Сапега, она гражданка России. София последнее время училась в Вильнюсе. Ей 23 года, они встречались с Романом примерно полгода, по информации ее мамы, и в Афинах были на отдыхе. Сапеге, по некоторым данным, предъявили обвинение в том, что она тоже модерировала «экстремистские», по мнению белорусских властей, телеграм-каналы.
Провластный белорусский телеграм-канал опубликовал видео, где София признается в том, что она действительно занималась такой модерацией. Но мы можем представить, в каких условиях задержанных заставляют записывать такие сообщения.
Интересна реакция ее страны на задержание. Вместо того чтобы встать на защиту своей гражданки, российская власть продемонстрировала, что она переживает только за Лукашенко. Сапеге пообещали предоставить консульскую помощь, но адвоката к ней не пускают. К тому же, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил: «Ну мы же видели ее признательное показание».
Как реагировали другие страны?
Европейские страны отреагировали с возмущением, на что Мария Захарова, официальный представитель МИД России, в своей своеобразной манере написала на своей странице в ФБ: «Шокирует то, что Запад называет случай в воздушном пространстве Белоруссии “шокирующим”».
Однако угрожать пассажирскому самолету истребителем — это сигнал для Европы, что Лукашенко принимает совершенно неадекватные решения. Поэтому власти Евросоюза решили запретить полеты в Беларусь и рекомендовали не летать над ее территорией.
AMP версия сайта не поддерживает этот контент
Посмотреть в Telegram.В ЕС обычно раскачиваются довольно долго, но это решение о запрете приняли беспрецедентно быстро. А Bloomberg ссылался на одного чиновника Евросоюза о возможных экономических санкциях, в том числе о запрете на поставку калия. Беларусь — по объемам третий в мире экспортер калия, это по сути главный минеральный ресурс, который добывают в стране.
По данным белорусского статистического ведомства в январе-феврале этого года Беларусь увеличила продажу минерального вещества на 43%, и экспортеры заработали на этом $430 млн. Отказ от белорусского калия станет серьезным ударом по главным экспортным статьям.
А заплатит за все это скорее всего российский налогоплательщик, потому что Путин не даст режиму Лукашенко обанкротиться, Россия (как и с другими своими сателлитами) будет тянуть лямку и финансировать его, как она финансирует «Л/ДНР», Абхазию и Южную Осетию.
А как отреагировала на это событие Украина?
Был введен запрет на полеты «Белавиа» в Украину и на полеты украинских авиакомпаний в Беларусь. При этом транзит через свою территорию Украина не запретила, тем самым сломав единство санкций (так было на момент записи подкаста, однако потом Украина закрыла воздушное пространство для белорусских самолетов, — ред.)
Украина и Беларусь остаются крупными торговыми партнерами, обе страдают от последствий пандемии. Так что сейчас говорить о введении жестких санкций не приходится. Украинские власти на словах будут солидарны с ЕС, будут высказывать поддержку белорусской оппозиции и выступать против режима Лукашенко, но деловые отношения сохранятся, ведь отказ от них болезненно скажется на обеих сторонах.
По данным украинского Госстата, за первый квартал 2021 года Беларусь поставила в Украину нефтепродуктов на $511 млн. И запрет на импорт мог бы нанести очень ощутимый удар. Минску будет очень тяжело найти другие рынки. Но такое решение отразится и на Украине. Для примера: поставки дизеля в Украину напрямую зависят от России и Беларуси, и естественно это закончится экономическими потерями. Поэтому Украина в этом плане солидарна с Евросоюзом, но на деле продолжает торговать с Беларусью как ни в чем ни бывало.
Что собирается делать белорусская оппозиция?
Штаб Тихановской хочет добиться максимальных санкций для режима Лукашенко, к примеру, чтобы Беларусь исключили из Международной организации гражданской авиации (ICAO); у них запланированы встречи с лидерами европейских государств, они также хотят наращивать борьбу внутри страны. Хотя на практике сделать это будет непросто — задержать и посадить могут за что угодно, за бело-красно-белые полоски на спортивных штанах, за то, что ты раздаешь листовки, даже если они никак не связаны с политикой.
Впрочем,возможности у оппозиции почти нулевые. Да, мы видели прекрасную солидарность летом и осенью прошлого года, но очевидно, что ощутимая часть белорусов к силовой борьбе не готова, а учитывая ту жестокость, с которой подавляется инакомыслие, таких желающих точно стало еще меньше.
К тому же, для Путина Беларусь — последний форпост. Улица поменяла власть в Грузии. В Украине улица поменяла власть дважды, и он не хочет допустить этого в Беларуси. Поэтому он сделает все для поддержки Лукашенко, что бы тот ни творил, и история с самолетом это в очередной раз подтвердила.
Впрочем, есть и полярные мнения, что с одной стороны Лукашенко уже полностью зависит от Путина, а с другой — Лукашенко играет свою игру и разыгрывает карту «злобного Запада».