Страна торговцев, запретов и релакса. Как отдохнуть в Египте и где найти безопасный all inclusive
Египет — одна из самых популярных стран для отдыха среди украинцев. В прошлом году его посетили около 1,5 миллиона украинских туристов. Впрочем, в отношении отдыха в Египте есть определенный стереотип — кроме моря, там не на что посмотреть. Но это не так.
Где лучше отдыхать в стране солнца, узнавали наша журналистка Ксюша Савоскина и оператор Алексей Никулин — во время пресс-тура по приглашению Министерства туризма Египта. Читайте в репортаже hromadske об искушениях самых известных египетских городов и неожиданностях, которые могут подстерегать туристов.
Подводный мир Шарма
Семь утра, аэропорт. Шарм-эль-Шейх ожидаемо встречает жарой. Уже припекает солнце — страшно без панамы. В поле зрения — каменистые горы, пальмы. Полицейские одеты в белые брюки и рубашки с короткими рукавами.
В Египте мы впервые. В памяти проносятся фильмы, которые смотрела об этой стране в детстве: мумии, загробая жизнь. Через несколько дней увижу все собственными глазами.
Гид Тимур, который будет сопровождать нас в поездке, сразу говорит: Египет страна жаркая, поэтому здесь все любят кондиционеры. Тогда мы еще не представляли, что по иронии судьбы следующие десять дней будем мерзнуть в Египте. Аэропорты, автобусы, гостиницы, рестораны — везде на полную работают охладители воздуха. Еще не раз пожалею, что не взяла в путешествие кофту.
Останавливаемся в отеле Savoy неподалеку от аэропорта. Его считают одним из лучших в Шарм-эль-Шейхе. Стандартный номер на двоих — 2521 грн, в стоимость входит завтрак. Проживание с полным пансионом стоит около 6 тысяч в сутки. На завтрак, обед и ужин здесь шведский стол с разнообразными горячими блюдами, свежими овощами, холодными закусками, сырами, фруктами и десертами. Такой большой выбор позволяет как соблюдать диету, так и устроить праздник для желудка. В среднем цены в отелях в Шарме колеблются от 1,5 тысячи гривен за сутки до 3 тысяч, если не брать номер люкс.
На пляже у отеля нежится казах Бектемир. Он сразу опознает в нас украинцев. В отеле в основном отдыхают украинцы и белорусы, а россиян он здесь встречал редко. До недавнего времени пляжи Египта были недоступны для россиян, но в этом сезоне, но теперь им снова разрешили сюда летать.
Бектемир уже несколько лет подряд отдыхает в Шарме. Все нравится, разве что жара донимает. По его совету вечером отправимся на улицу Сохо: когда садится солнце, там начинает бурлить жизнь.
Развлечений в Шарме — по пальцам пересчитать: исторический музей Шарм-эль-Шейха, улица Сохо с магазинами, ресторанами и барами, из которых звучат песни украинской группы Kazka. Впрочем, туристы едут сюда преимущественно ради моря и красивого подводного мира.
Мы не нарушаем туристических традиций и выходим на яхте в море. Здесь познаю дайвинг. Инструктор постоянно рядом, это придает чувство безопасности. Первые секунды паникую, но сразу привыкаю дышать через трубку с кислородным баллоном. В конце концов успокаиваюсь — и передо мной открывается подводный мир Красного моря: кораллы, красочные рыбки, морские ежи. Стараюсь прикоснуться хотя бы к одной из рыб, но они осторожные — избегают.
За 15-20 минут под водой надо выложить 20 долларов. Кроме дайвинга, есть снорклинг — плавание на небольшой глубине под поверхностью воды с маской и дыхательной трубкой. Вместе с дайвингом и прогулкой на яхте он стоит 55 долларов. Договориться о дайвинге или морской прогулке можно уже в отеле или через турфирму. Отдельно в городе заказывать такую услугу нам не советуют, чтобы не попасться мошенникам.
Из минусов, которые могут повлиять на отдых, — запрет купаться у берега. Из-за кораллов и рыбок позволяют плавать только в специально отведенных местах, заходить надо с пирса. Можно или прыгнуть с него, или спуститься по лесенке. На глубине плаваю плохо, поэтому беру с собой резиновую подушку. Вокруг замечаю только взрослых, дети — в основном в бассейне у отеля. За нами с пирса следит спасатель. Он помогает одной женщине преодолеть страх и спуститься в воду хотя бы с надувным кругом.
Каир: пирамиды и опасности
Следующая остановка — Каир. От Шарм-эль-Шейха до столицы 500 км, почти как от Киева до Одессы. Доехать можно автобусом, это стоит от 20 до 33 долларов (560-924 грн), зависит от вида транспорта. Самолетом — около 2 тысяч гривен.
В городе надо быть осторожным. В первый же час в Каире нас развели на 30 долларов (840 грн). Было все так: поселившись в InterContinental, решаем немного прогуляться перед ужином. Наш отель у Нила и неподалеку от площади Тахрир, где в 2011 проходила революция против правления президента Хосни Мубарака. Тогда египтяне требовали его отставки. Мубарак правил более 30 лет, при его президентстве тотально выросла безработица, поднялись цены, не хватало жилья. И на все это накладывалась цензура.
У отеля с нами знакомится молодой худощавый загорелый черноволосый мужчина. Уложенные гелем волосы, синяя рубашка, массивные серебристые часы на запястье. На ломаном русском интересуется, откуда мы. Его жена русская, он знает этот язык.
«Окраина», — так в его устах звучит название нашей страны. — «Любим ваших туристов», — уверяет он.
Предлагает немного проводить и параллельно рассказывает о своей работе в магазине, где он продает картины на папирусе. Приглашает посмотреть: мол, это рядом, за поворотом. В магазине тесно, все обставлено сувенирами, посудой и картинами на папирусе с египетскими символами, кошками и скарабеями.
Новый знакомый говорит: магазин — семейное дело, здесь работал его отец, а до него дедушка. Впоследствии узнаем, что это типично для многих магазинов и учреждений в Каире, в них часто можно увидеть портреты родителей, которые начали семейный бизнес.
Владелец магазина протягивает мне рисунок со скарабеем: это подарок. Пишет на нем мое имя на арабском. И спрашивает у коллеги, какой из рисунков ему нравится больше всего. Непонятно — пытается продать второй рисунок или снова подарить? Он быстро выводит имя оператора на следующем папирусе.
— Картины стоят 900 египетских фунтов, около 60 долларов, — говорит он. — Но могу сделать скидку.
— Мы не планировали покупать картину, — возражаем мы.
Но он продолжает настаивать и говорит, что они собирают деньги сестре на свадьбу. Просит у нас 40 долларов за картину, но у нас есть только 30. Он недовольно соглашается и умолкает. Выходим из магазина с осадком в душе — в чужой стране чувствуешь себя беззащитным и словно в чем-то виноватым.
На площади Тахрир наблюдаем, как местные пешеходы спокойно пересекают четыре полосы движения. И это несмотря на отсутствие перехода! Машины проносятся мимо, но это никого не останавливает. Мы же самостоятельно перейти дорогу не решаемся и просим полицейского помочь.
На площади снимаем город, и через несколько минут человек в серой футболке с надписью Falcon жестами показывает: здесь нельзя снимать. Мы спрашиваем английском: «Почему?», Но он не объясняет. Зовет другого человека в такой же футболке. Тот тоже не разрешает снимать и тоже не объясняет причин. Мы отходим, но за нами продолжают следить. Вся площадь контролируется людьми в серых футболках. Впоследствии нам объяснят, что после революции в 2011 году площадь Тахрир — под постоянной охраной.
Каир — шумный город, который, кажется, не спит всю ночь. Засыпать и просыпаться приходится под сигналы машин. Чуть ли не каждый здесь спрашивает, откуда мы, а слыша в ответ «Украина», одобрительно улыбаются. Местные действительно приветливы — надо только научиться различать: искренне это или пытаются что-то продать?
Люди здесь постоянно работают. Целые кварталы изобилуют магазинами с едой, сувенирами, коврами, тележками для людей с инвалидностью, велосипедами и фототехникой. А некоторые районы столицы вообще кажутся сплошным торговым центром. Дети, сидя на дороге, едят мороженое, дедушки умостились на пластиковых стульях возле кафе, чтобы поиграть в шахматы, а мимо на мопедах проносится молодежь. Мальчик лет десяти разносит по улице напитки на подносе и что-то выкрикивает на арабском. Его обгоняет человек с большой корзиной хлеба на голове.
Привыкаем к ритму столицы: уже на следующий день наравне с местными переходим дорогу и более уверенно говорим «нет» торговцам. Свободно гуляем по улицам, но не можем избавиться от ощущения давления и несвободы, беспокоимся из-за того, что ходим с камерой. Перед каждым входом в музей, гостиницы и другие публичные места проверяют — сканируют сумки, досматривают рюкзаки, заставляют проходить через металлодетектор.
Среди известных достопримечательностей, которые стоит посетить в Каире, — пирамиды Гизы. Они расположены в пригороде. Доехать и попасть на территорию с пирамидами стоит 200 египетских фунтов, это около 13 долларов. Однако, чтобы увидеть сфинкса и пирамиды, надо заплатить больше — 300 фунтов, примерно 20 долларов. Полноценная экскурсия с гидом по всем пирамидам Гизы обойдется в 500 фунтов — 33 доллара.
Кроме пирамид, можно посетить Национальный музей египетской цивилизации. Это единственное место в Египте, которое полностью представляет всю цивилизацию страны и ее историю. Здесь также хранятся 22 мумии королей, но снимать и фотографировать их не разрешают. Вход в музей — 200 фунтов, около 12 долларов. Сопровождение гида бесплатно, однако его надо забронировать онлайн или по телефону до прихода в музей.
Но больше, чем пирамиды и музей с мумиями, поражает Хан эль-Халили — это самый большой базар в Африке. Там легко заблудиться — весь рынок состоит из очень похожих друг на друга собой переулков и магазинов. После эль-Халили «Седьмой километр» в Одессе — как серая мышка. Но мы не проходим и половины, руководители группы не позволяют далеко отходить и самостоятельно гулять по базару. Предупреждают, чтобы мы были осторожными и следили за своими вещами — здесь шныряют карманники.
Чтобы познакомиться с Каиром, стоит планировать поездку на несколько дней, ведь пирамиды не единственное, на что можно посмотреть в столице, а для острых впечатлений достаточно часами гулять по улицам города.
Проживание в InterContinental — 4359 гривен в сутки на двоих. В стоимость входит завтрак, в котором есть любая пища на выбор, кофе и свежевыжатые соки. Также в отеле есть бассейн, а из номера открывается вид на Нил. Хотя на Booking можно найти и более бюджетные варианты — от 500 до 1,5 тысячи гривен за номер.
В Каире немало заведений питания и уличной еды. Кормят здесь замечательно и на любой вкус — от национальных блюд и восточных сладостей до пасты и запеченного картофеля. Самое популярное блюдо среди туристов — овощи на гриле, рыба и шашлык. Порции в заведениях большие, голодными мы не остаемся. Мимо уличной еды тоже не проходим — фалафель, который немного с опаской беру на пробу, оказывается вкусным.
Умеренный Эль-Аламейн
От Каира до Эль-Аламейна почти 300 км — это более трех часов на автобусе. Но это время пролетает быстро — в автобусе есть кондиционер, а ровные дороги позволяют спокойно читать, не испытывая укачивания. За окном — только кремовые оттенки, к которым украинский глаз привыкает уже через несколько дней. Такой эффект создают и виды (иногда это пустыня), и местный обычай красить дома в пастельные тона. На въезде в Эль-Аламейн — сплошная застройка, будто город возводят с нуля.
«Эль-Аламейн должно быть один из самых дорогих городов в мире. Через несколько лет это направление будет все очень популярным», — говорит гид.
Но пока это неизвестный для большинства украинцев город. Это север Египта, город на побережье Средиземного моря. Климат здесь более умеренный, чем в Шарм-эль-Шейхе и Каире. В 16 часов, когда мы приехали, почти не чувствуем жары. После шумной и душной столицы наконец выдыхаем. Из исторических памятников только военные кладбища времен Второй мировой и мемориальный музей. Но отсутствие достопримечательностей не портит здесь отдых — это мы поймем чуть позже.
Останавливаемся в отеле Rixos. В нашем двухместном номере уже включен кондиционер — обычно на 20 градусов, полный мини-бар и фрукты. Питание три раза в сутки и входит в стоимость проживания. Еда — на любой выбор: от овощей и морепродуктов до пиццы и картошки-фри.
С балкона открывается вид на море хрустального цвета. Раньше я такой видела разве что в фильмах. До пляжа — рукой подать. Атмосфера курорта: никто никуда не спешит. Идем проверять пляж. Соломенные зонтики и лежаки, официанты приветливо улыбаются, спрашивают, откуда мы, предлагают напитки. На берегу за туристами наблюдает спасатель.
Вода в море идеальной температуры. Ноги погружаются в белый песок. Здесь нет ни камней, ни ракушек и, в отличие от Шарм-эль-Шейхе, можно плавать у берега. Это первое место, где мне было приятно лежать на песке на берегу. Видим много семейных пар с детьми. Море здесь неглубокое, кораллов нет, а температура воды позволяет не вылезать из моря часами. От отдыхающих слышим только арабский и английский, по акценту понимаем, что отдыхают американцы. Украинцев нет.
Отдых в Эль-Аламейне нам настолько понравится, что по возвращении вспоминаем его чуть ли не ежедневно. Но и цена у него соответствующая цену — стоимость проживания в Rixos достигает 17 тысяч гривен на двоих в сутки. Это цена обычного номера. Улучшенный обойдется в 23 тысячи, а президентский люкс более чем в 105 тысяч гривен. Тем не менее можно найти бюджетные варианты на Booking — в среднем от 2 тысяч гривен в сутки.
О COVID-19 в Египте также не забывают. В отелях туристам измеряют температуру на входе, везде стоят антисептики, а в публичных местах просят надевать защитные маски. Их могут выдать бесплатно, если при себе у человека их нет. В Rixos персонал отеля носит даже специальные значки Vaccinated на форме — в Египте большинство людей, работающих в туризме, уже привиты. Но маски все равно носят.
* * *
Египет — страна контрастов. Здесь рядом с разрушенными домами, мусором на улицах и окружающей бедностью уживаются премиум-гостиницы, ездят дорогие машины и возводятся целые города.
— Вы из Украины? — спрашивает продавец в сувенирном магазине.
— Да.
— У вас так же мало денег, как и в Египте, — неожиданно говорит он и соглашается сделать скидку на магнит.