Странненькие: за что органы опеки в России отобрали шестерых детей у родителей

У многодетных родителей семьи в российской Карелии отобрали детей. Судя по всему, из—за того, что они сами не похожи на других и такими же растят своих детей.

По материалу «Новой газеты»


Киселевы — многодетная семья из города Костомукша в Карелии, республики в составе России. Верховный суд РФ ограничил супругов Киселевых в родительских правах еще в сентябре 2018 года, но детей приставы забрали только в январе 2019-го, до этого времени мать скрывалась с ними от органов опеки. Общественность встала на сторону многодетной семьи — петицию с требованием наказать чиновников, отобравших детей, подписало больше 12 тыс. человек. В соцсетях распространяются посты про «очередной вопиющий случай ювенальной юстиции», где Киселевы названы «благополучной непьющей семьей» с четырехкомнатной квартирой, у которой карельские чиновники из мести за общественную деятельность отца семейства Анатолия Киселева уже несколько лет пытались отобрать детей. В конце концов, им это удалось.

Мелкие нужды

Анатолию Киселеву 40 лет, его жене Лидии — 35. У Киселевых четыре сына в возрасте от пяти до восемнадцати лет и две четырехлетние дочери-двойняшки. Все дети в семье — родные.

Сейчас у Киселевых есть небольшой бизнес по производству и продаже дверей и квартира, в которой и живет многодетная семья. Лидия Киселева заочно учится на юриста, а Анатолий, по его словам, растиражированным в СМИ, «окончил школу КГБ, и у него много боевых товарищей из ФСБ, ГРУ и КГБ». Помимо продажи дверей Анатолий занимается общественной деятельностью: он активист профсоюза «Союз ССР». Члены этой организации уверены, что законодательство СССР до сих пор действует, потому что Советский Союз не распадался.

В октябре 2018 года Анатолий опубликовал видеообращение на YouTube-канале, который называется «Минфин СССР». Начинается оно так: «Здравствуйте, уважаемые граждане нашей необъятной советской Родины. Меня звать Киселев Анатолий Александрович, я являюсь майором госбезопасности. И у меня случилась проблема такая небольшая…»

В этом видео Анатолий рассказывает, как в 2014 году он нашел сведения о бюджетных средствах, которые получает средняя школа, в которой учились его дети. Киселев заключил, что школа «прекрасно дотируется» и сообщил ее директору Наталье Федотовой, что школа больше от него «ни копейки денег не получит».

По словам Анатолия, ему надоело скидываться «на туалетную бумагу, на бумажные полотенца, на моющее средство, на мыло».

После отказа от участия в финансировании мелких нужд школы Анатолий заметил, что к детям будто бы начали придираться: «То у них уроки не сделаны, то у них еще что-то, то у них понос, то золотуха».

Директор школы Наталья Федотова в комментарии для «Медузы» заявляла, что все обвинения Анатолия Киселева надуманные. Директор также сообщила журналистам, что старший сын Киселевых Костя часто пропускал занятия. Отчасти эту информацию подтверждают и бывшие одноклассники мальчика: в целом характеризуя его как «отзывчивого и дружелюбного», ребята сказали, что Константин «не очень хотел учиться», часто прогуливал, хулиганил и спорил с учителями, из-за чего попадал в кабинет директора. Один из его бывших одноклассников сказал, что у Кости «мелкие косяки были по жизни, иногда он подворовывал», а еще учителя недолюбливали парня из-за курения.

Огонь на поражение

В декабре 2015 года Киселевы перевели детей на домашнюю форму обучения, притом — по советской программе. Анатолий, настойчиво называющий себя и своих детей гражданами СССР, считал ее намного эффективней современной.

Школа предлагала предоставить Киселевым современные школьные учебники, но Киселевы от них отказывались. Вскоре после этого чиновники, по словам Анатолия, стали семье мстить.

Органы опеки несколько раз пытались провести обследование квартиры Киселевых, но их туда не пускали. Глава Костомукшского городского округа Анна Бендикова объясняла на пресс-конференции, посвященной ситуации в семье Киселевых, чтотам объявление даже вывешено было:

В случае проникновения на территорию квартиры — открываю огонь на поражение.

Несмотря на это, обследование квартиры два раза все же было произведено. Одна проверка выявила «неудовлетворительные санитарные условия и условия пребывания детей в квартире», вторая — то, что «у детей не организованы места для занятий, отсутствуют необходимые школьные принадлежности, учебники, рабочие тетради». Анатолий Киселев с этими претензиями не был согласен, заявляя, что в их квартире было три парты, несколько ноутбуков, а также был сделан «кое-какой ремонт».

В период с 2016 по 2018 год опека выписала Киселевым 12 штрафов за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Параллельно администрация города начала один за другим подавать в суд иски об ограничении Киселевых в родительских правах. В этих исках внимание суда акцентировалось на тех самых штрафах, выписанных самой же опекой. Иногда наличие двух-трех таких штрафов становится основанием для предъявления иска об ограничении родительских прав.

Костомукшский городской суд принимал сторону Киселевых, возвращая иски опеке. Судья аргументировал свое решение статьей Семейного кодекса России, согласно которой ограничение в родительских правах допускается только тогда, когда «оставление ребенка с родителями опасно для ребенка».

Но супруги Киселевы не пьют, у психиатра и нарколога на учете не состоят. Никаких свидетельств того, что они когда-либо били детей, нет.

Тем не менее, это не смутило Верховный суд Карелии. 28 сентября 2018 года после апелляции костомукшской администрации он ограничил Киселевых в родительских правах на полгода. По мнению суда, Киселевы «препятствовали получению общего и дошкольного образования», а в квартире у них «отсутствовали условия для комфортного и безопасного проживания». Шестерых детей должны были забрать органы опеки, а Киселевых суд обязал платить алименты на их содержание в детдоме.

Очевидно, что опека воюет с Киселевыми вовсе не потому, что у детей неудовлетворительные условия жизни. Один из одноклассников мальчиков сказал, что в квартире у Киселевых «все, что нужно, было», а обстановка в семье была нормальной. Школьница, чей брат посещал в детском саду одну группу с младшими детьми Киселевых, сообщила, что дети Киселевых «всегда были ухожены, всегда в чистой одежде, девчонки с прическами».

Из видеообращения Анатолия Киселева, записанного им в своей квартире, понятно, что квартира у них не грязная и совсем не бедная: на кухне — белый гарнитур, в углу гудит холодильник, есть мультиварка.

У Кисилевых нет диагнозов, подтвержденных справками, а значит, нет оснований предполагать, что они для детей опасны.

Но они непохожи на других и детей своих растят непохожими, — представители государства не могли с таким мириться.

Почти сразу после того, как Верховный суд ограничил Киселевых в родительских правах, Лидия Киселева уехала из Костомукши и увезла с собой пятерых несовершеннолетних детей. В Костомукше остался Анатолий Киселев и старший сын Константин. По словам Анатолия, 3 октября 2018 года сотрудники органов опеки ворвались в их квартиру и, не найдя остальных детей, забрали Константина в детский дом. Он вернулся домой 20 января — ему исполнилось 18 лет.

Федеральная служба судебных приставов после уезда Киселевых объявила их в розыск. Нашли их только 17 января: Лидию с детьми сняли с автобуса в Москве, когда она собиралась увезти детей в город, где живет ее подруга.

Киселевых увезли в отделение полиции, детей сначала определили в больницу, а потом — в приемник-распределитель. Там у детей отобрали телефон и родители потеряли с ними связь.

Разыскивая детей, Анатолий Киселев прибегнул к проверенному средству: он записал видеообращение к губернатору Карелии Артуру Парфенчикову. Это видеообращение растиражировали СМИ, и Парфенчиков отреагировал, поручив карельскому омбудсмену Геннадию Сараеву принять необходимые меры, чтобы дети вернулись в семью. Правда, не сразу, а через полгода, когда Киселевы «устранят ограничения, которые были определены судом по абсолютно объективным основаниям» (по каким основаниям — Парфенчиков не уточнил). В «устранении ограничений» Киселевым губернатор обещал помочь «в рамках своих полномочий».

12 февраля детей Киселевых перевезли в костомукшский детдом из приемника-распределителя. 13 февраля в квартире Киселевых побывал республиканский омбудсмен и проверил бытовые условия.

Сейчас супруги собираются писать жалобу на имя председателя суда, чтобы их дело рассмотрели в кассационной инстанции. Параллельно семья собирается выйти с иском об отмене ограничения родительских прав. Киселевы хотят вернуть детей в семью как можно скорее.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.