Своевременен ли нацотбор на «Евровидение», который стоил почти 11 млн грн

Нацотбор на Евровидение-2024 стал очередным поводом для разговоров о том, что во время войны уместно, а что нет. В этом году на создание шоу потратили почти 11 миллионов гривен — эти деньги заработал Подразделение медиагруппы 1+1 Media, занимающейся непосредственно выработкой контента, как для нужд самой группы, так и для внешних заказчиков.1+1 production, выигравший тендер на платформе ProZorro.

Часть украинцев все же возмутилась: мол, лучше эти деньги потратили на армию. В частности, певица Lama подняла этот вопрос в своем Instagram — исполнительница отметила, что на средства государства закупили не дроны, а сделали шоу.

Для сравнения: DJI Mavic 3 — гражданский квадрокоптер, ставший в российско-украинской войне одним из наиболее распространенных дронов. Используется для разведки или сброса на врага небольших боеприпасов«третий мавик» стоит в среднем 3 тысячи долларов. То есть за потраченные на нацотбор деньги можно было купить до сотни таких дронов. В то же время другая часть украинцев отмечает важность культурной дипломатии и утверждает, что «Евровидение» нужно.

Действительно ли Украине принципиально участвовать в песенном конкурсе и тратить на это деньги во время войны читайте в материале hromadske.

В Румынии нехватка средств. А что Украина?

Румыния решила не участвовать в «Евровидении-2024». Национальный вещатель заявил, что на это не хватит заложенных средств, поэтому страна вернется к конкурсу в будущем.

В 2015 году представитель Украины тоже не выступал на большой сцене «Евровидения». Тогда организаторы отмечали, что должны оптимизировать расходы на фоне нестабильной финансовой и политической ситуации, а также из-за военной агрессии на востоке страны.

Так что тезис о том, уместно ли шоу сейчас, отчасти имеет смысл. А в момент, когда выплаты зарплат для украинцев зависят от международной помощи, — и подавно.

Креативная продюсер «Суспільне мовлення» Зоряна Биндас написала в Facebook, что потраченные средства на нынешний нацотбор — это, по ее мнению, «вообще минимальный возможный бюджет». В самом деле, такие шоу всегда стоят дорого.

Почему 1+1 production?

Еще в декабре председатель Комитета Совета по свободе слова Ярослав Юрчишин в интервью «Честно» отмечал, что общественный вещатель нанимает тех, кто способен быстро и качественно реализовать шоу. А это могут быть большие медиагруппы — например Starlight Media или 1+1 media.

Так, концерт нацотбора на «Евровидение-2023» создавало ООО «Старлайт Продакшн». Эта команда получила почти 10 миллионов гривен за свои услуги.

Глава украинской делегации на «Евровидении» Оксана Скибинская в интервью «Детектору медиа» рассказывала, что для создания шоу «Суспільне мовлення» проводит художественный конкурс.

«На украинском рынке есть не так много компаний, которые имеют достаточные ресурсы, чтобы выработать проект такого масштаба», — подчеркнула она.

Об уместности

Креативная продюсер Зоряна Биндас убеждена, что «Евровидение» для Украины давно не о развлечениях, а об инструментах.

«Можно ли "Евровидение" мерить дронами? Мир организован несколько сложнее, чем может показаться. Влияние от участия Украины в "Евровидении" для нашей армии значительно ощутимее, чем закупка дронов на 11 миллионов. Это может конвертироваться в миллиарды долларов поддержки», — говорится в ее публикации.

В частности, Биндас упомянула материал Forbes о влиянии победы Украины на «Евровидении-2022». Тогда группа Kalush Orchestra поехала в концертный тур по Европе и Северной Америке. Артисты собрали 60 млн грн на ВСУ и восстановление культурных памятников Украины.

На концертах и телевизионных шоу Kalush Orchestra исполнил песню Stefania более 200 раз. Ее услышали в Польше, Германии, Италии, Португалии, Австрии, Испании, Израиле, Грузии, Чехии, Нидерландах, Великобритании, США, Канаде и т.д.

Ярослав Юрчишин в комментарии hromadske отметил, что участие в международных конкурсах — один из элементов культурной дипломатии, критически необходимой для Украины во время войны. Чего стоит только выступление Kalush Orchestra и упоминание защитников Мариуполя на аудиторию в несколько сотен миллионов.

«Нас часто сравнивают с Румынией, но ни ей, ни другим странам, которые не участвуют, не нужно быть постоянно на слуху у европейцев. Страны Европы стали сейчас самыми крупными поставщиками оружия и ресурсов для Украины. Связано ли это? Непосредственно. Потому что, решая, поддерживать ли Украину, европейские правительства будут оглядываться на граждан», — отметил он.

И добавил, что во время войны будет соблазнительно искать простые решения. Можно все деньги направить на дроны. Но без европейской поддержки эти средства окончатся, а с ними — и вооружение. Упрощено, но так все устроено, отметил Юрчишин.

«Эффективно ли инвестировали выделенные деньги? Это вопрос, где действительно место для анализа и дискуссии. И если их использовали неэффективно, есть все механизмы для того, чтобы разобраться в этом вопросе. Хотя показатели у эфира хорошие, а еще состоялся сбор на гуманитарное разминирование, который уже привлек более 2 миллионов», — подчеркнул чиновник.