«Театр закрывается. Нас всех тошнит». В Украине на наших глазах зарождается новый политический стиль
За почти 30 лет независимости политики так и не смогли предложить украинцам хоть сколько-нибудь стройной системы ценностей и крепкого идеологического каркаса. Ограничиваются политическими лозунгами и штампами, бьют по болевым точкам общества, вызывая лишь раздражение. Как результат — слоганы не работают, а электорат голосует в пику засидевшимся во власти кандидатам.
Неделю назад, поздним пятничным вечером мне неожиданно позвонил мой старый приятель, с которым мы обычно общаемся раз в пятилетку. Судя по голосу и звонку в столь неурочное время, был он изрядно навеселе. “Извини, что я тебе звоню среди ночи, но я больше не могу!” — почти выкрикнул мне в трубку приятель. Выяснилось, что он идет к себе домой за город пешком от метро, а идти так прилично — минут 40. На мой удивленный вопрос, зачем ему эти приключения и почему бы не вызвать такси, друг уныло сообщил: “Я больше не могу слушать, как таксисты рассуждают о Зеленском!”. Можно только представить, как человека накрыло, если он предпочел проделать немалый путь до дома пешком посреди ночи, чем допустить даже мысль о том, что ему придется выслушать очередную порцию доморощенной политической экспертизы, которая у большинства украинцев, кажется, уже идет носом.
Нынешняя предвыборная гонка, похоже, претендует стать самой дикой и напряженной за всю и без того непростую современную историю независимой Украины (составить ей конкуренцию могут разве что бурные события 2004-2005 годов). События последнего месяца живо напоминают классиков абсурдизма, а реакция населения на них — известный рассказ Даниила Хармса “Неудачный спектакль”. Помните? “Папа просил передать вам всем, что театр закрывается. Нас всех тошнит”. Сменяющие одна другую, как в дурном калейдоскопе, нелепые новости, будто из злой политической киносатиры Пола Верховена “Звездный десант”, судя по всему, сорвали все гайки в головах поставленных перед сложным выбором избирателей. Чувствуете, пахнет горелым? Это горят предохранители. Дебаты, стадионы, анализы, все новые и новые дурацкие требования кандидатов друг к другу, пугающие решения украинского суда, апокалиптичные прогнозы от лидеров общественного мнения, бесконечная грызня между фанатами двух лидеров предвыборной гонки, вбросы в соцсетях, фейки и противоречащие друг другу мнения всевозможных экспертов — все это дезориентирует даже самых психически стойких и трезвомыслящих. Невероятно сложно в таком торнадо событий и информации сохранять критичность мышления. С которым, надо сказать, у большинства жителей страны и так, увы, не слишком сложилось.
Так откуда же этот коллективный психоз? Почему огромное количество людей разом сорвали с себя шапочки из фольги (у кого они были), плюнули на логику и отдались на волю эмоций? Вся страна с пеной у рта спорит, из кого получится лучший президент — из комика средней руки или из прожженного политика и бизнесмена, десятилетиями пребывающего во власти. Если успокоиться и немного посидеть в тишине, можно прийти к выводу, что это на самом деле битва двух симулякров, противостояние укоренившихся и ставших традиционными у нас популистских манипуляций (властная риторика Петра Порошенко) и непривычной для Украины стратегии завоевания массового зрителя при помощи довольно нехитрого наложения киношного образа на реальную фигуру (тактический ход Владимира Зеленского). Первый способ так набил оскомину, что уже не работает, второй — неожиданно сработал, вопреки всем законам логики.
За почти 30 лет независимости государственные лидеры так и не смогли предложить украинцам хоть сколько-нибудь стройной системы ценностей, крепкого идеологического каркаса. Соскочив с иглы совковой идеологии, мы пересели на лицо разрозненных и случайных политических лозунгов и штампов - по сути, предвыборного набора слов вроде “Армия, язык, вера”. Это короткое перечисление не ценностей, а болевых точек украинского общества (если не открытых ран). Ставшее традиционным. Политики давно уже в своих лозунгах указывают на проблемы, которые действительно волнуют нас. Но не решают их. “Бандитам — тюрьмы”, “Закон — один для всех”, “Улучшение уже сегодня”, “Жить по-новому”, “Я верну Украине Крым”. Но вместо решений мы получаем бесконечный замкнутый цикл «Люди бідкаються, влада розводить руками», как остроумно подметил в своей программе Майкл Щур.
На все эти кнопки политики старой формации жмут так давно и с таким остервенением, что сломали клавиатуру.
И тут на сцену выходит кандидат с новой риторикой, поведением и механизмами влияния на аудиторию. Он даже не пытается изображать профессионала и крепкого управленца. Он говорит «пацаны», обращаясь к избирателям, изъясняется общими, крайне абстрактными фразами, отвечает на вопросы журналистов “Я никому ничего не должен!”. Однако, несмотря на все это, его рейтинг растет чудесным образом. Здесь действует парадоксальная логика: чем хуже, тем лучше. Чем больше ошибается и демонстрирует некомпетентность кандидат, чем больше у него недостатков, тем более он симпатичен электорату. Так работает механизм политической идентификации.
Кроме того, нас всех тошнит. Тошнит от представителей власти, которые в публичных выступлениях красиво и убедительно вещают о растущих экономике, благосостоянии населения и надоях коров. О том, что нужно сплотиться, объединить усилия в общем порыве и еще немного потерпеть. В общем, без зазрения совести используют ту самую до боли знакомую и давно осточертевшую совковую риторику, плодами которой становятся лишь растущая поляризация, растерянность и озлобленность общества.
Людям понятен и интересен политический стиль, а не политическая идеология, писал голландский философ Франклин Анкерсмит. Похоже, в Украине сегодня прямо на наших глазах зарождается новый политический стиль, спрос на который три десятилетия готовили на пламени из нерешенных проблем и популистских обещаний политики старой закалки. Но их время вышло. И кроме самих себя, винить им в этом некого.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.