Тень «Мрии» над Венецией: почему не могут найти общий язык украинские художники
Художник Арсен Савадов поднял скандал после того, как представлять Украину на Венецианской биеннале был выбран не его проект, а замысел его коллег из «Открытой группы» о крупнейшем в мире транспортном самолете «Мрия», пролетающем над Венецией. Громадское рассказывает об этой ситуации и некоторых выводах из нее
Сергей Захарченко
«Белиберда студенческая», «Гном судит великана», «Это позорище», «Художников так обижать нельзя», «Я как пес за культуру буду бить в нос» — так отреагировал украинский художник Арсен Савадов на то, что не его проект будет представлять Украину на Венецианской биеннале.
Резкие и время агрессивные слова Савадова засвидетельствовали несколько важных тенденций в украинском художественном мире, которые выходят за пределы конкурса проектов биеннале.
«Мрия» летит в Венецию
Минкульт Украины инициировал проведение конкурса, который определил бы, кто и с какими идеями будет формировать украинский павильон на главном мировом художественном форуме. Выбрать куратора павильона удалось лишь со второй попытки — министерство продлило прием проектов, ведь кпервому установленного дедлайна получило только двух претендентов.
Из 9 участников независимое жюри выбрало коллективный кураторский проект от «Открытой группы» под названием «Падающая тень «Мрії» на сады Джардини». Это коллективный проект «Открытой группы» в составеЮрия Билея, Станислава Турины, Павла Ковача и Антона Варги. По их идее, в день открытия биеннале над Венецией должен пролететь украинский самолет Ан-225 «Мрия» —самый большой транспортный самолет в мире — и в прямом смысле ненадолго затенить венецианские сады. Именно там расположены павильоны биеннале.
Особенностью этого акта станет то, что «наполнением самолета станет список современных художников Украины, независимо от стиля, возраста, пола и идеологических убеждений. Список живых. Почти телефонный справочник. Это также может отсылать нас к тому, что государство на 28-м году независимости все еще не располагаетмузееми коллекциейсовременного искусства».
Кроме того, будет функционировать украинский павильон (однако не в Джаржини, а неподалеку — в Венецианском Арсенале). Однако кураторы пока решают, что именно там будут выставлять. Это стало одной из причин критики.
Другие участники конкурса — Екатерина Филюк с проектом «С головы до ног», Екатерина Тейлор с проектом «Не женское это дело», Павел Гудимов с проектом «Шкура живописи» и «Голоса любви» сокураторов Арсена Савадова, Александра Соловьева, Питера Дорошенко и Олеси Островской-Лютой.
Самолет Ан-225 «Мрия» вылетает из аэропорта «Гостомель» под Киевом, 3 апреля 2018.EPA-EFE/STEPAN FRANKO
Скандальный голос «великана»
Не согласился с таким решением конкурсной комиссии Арсен Савадов. Один из главных артистов «Паркоммуны» и всего украинского искусства 90-х — 2000-х считает свой проект наиболее достойным представителем Украины в Венеции. «Голоса любви»— это продолжение его видео, снятого в дуэте с Георгием Сенченко в 1994 году на корабле «Славутич». На этот раз Савадов воспроизвел визит Мерлин Монро к американским военным после Корейской войны в 1954 году. Перевоплощенныев образ американской дивы Эль Кравчук и Мария Максакова дали концерт для украинских военных на линии разграничения.
Савадов дал пресс-конференцию, публично представив проект, а цитаты оттуда уже стали мемами: «Я как пес за культуру буду бить в нос», «Гном в искусстве судит великана». Великаном он, конечно, назвал себя.
Главные пункты критики проекта-победителя — сложность осуществления полета «Мрии» над Венецией и пока не сформированная идея экспозиции павильона. В Венецииособый режим полетов над городом. Для того, чтобы тень таки появилась, необходимо договариваться с городом о небольшойвысотеполета самолета. То есть, вероятно, могут не разрешить низкий полетнад городом, внесенным в список всемирного наследияЮНЕСКО.
С другой стороны — «Открытая группа» в первом варианте проекта решила не использовать павильон. Но поскольку павильон — одно из требований биеннале, в проект внесли изменения. Однако как и чем именно наполнят павильон, пока неизвестно (помимо того, что в нем предполагается пересказать«миф о Мечте»). По словам комиссара национального павильона и заместительницы министра культуры Светланы Фоменко, «первоначальной является кураторская группа. Проект может меняться. Окончательную версию проекта организаторы должны подать 11 февраля».
Такая нечеткость предложенного проекта спровоцировала ряд критических замечаний в соцсетях и авторских колонках. В противовес имписали и о некорректностиповедения Савадова.
Арсен Савадов, Георгий Сенченко. «Голоса любви», 1994, трехканальная видеоинсталляция.Сергей Ильин / PINCHUKARTCENTRE
Некоторые выводы
Этот вихрь обвинений, комментариев и идей выявил несколько важных моментов в украинской культурной сфере.
Минкульт утвердил порядок отбора куратора павильона решением от 2016 года. Схема уже привычная для большинства украинских культурных институтов — конкурс. Можно вспомнить и конкурсы на должности руководителей учреждений культуры, и питчинг Госкино, и конкурс от Украинского культурного фонда. Каждый имеет свои особенности, однако конкурс предполагает совершенно иную логику. Вместо волевого решения ответственного органа (Минкульта), он обеспечивает равный доступ всех желающих. Возможно, Савадов не был готов к такому повороту и рассчитывал на нечто иное? Однако комиссия решила иначе.
И напоследок. Посленазначения куратором всей 58-й Венецианской биеннале Ральф Ругофф в своей статье отмечает, что значение произведения искусства не в самом объекте, а в разговоре между художником и произведением, между произведением и зрителем, между различными публиками. Фактически это отрицание первоначальной идеи биеннале как выставки достижений художников разных стран. Куратор отмечает важность не материального объекта в экспозиционном зале, а его прочтения и разговоров вокруг. Павильоны с художественными объектами уже не важны. Разговоры о произведении от Украины начались без реализованного произведения. Итак, скандал вокруг тени «Мрии» над Венецией — свидетельство, что биеннале в Украине уже началось.