Теневая политика в отношении Украины и слово из трех букв: как повлияют показания посла США в ЕС на дело об импичменте?

«Услуга за услугу» все-таки была, о теневой политике США в отношении Украины знали американские чиновники включая государственного секретаря Майка Помпео — а за всем этим стоит на самом деле не адвокат президента США Рудольф Джулиани, а сам Трамп.

Это краткий пересказ наиболее резонансного показания по делу об импичменте Трампа, которое 20 ноября дал донор предвыборной кампании Трампа, американский бизнесмен, посол Соединенных Штатов в Евросоюзе Гордон Сондланд.

Журналисты уже сравнивают его с Джоном Дином — бывшим юридическим советником Белого дома, показания которого стали ключевыми в процессе импичмента президента Ричарда Никсона в 1973 году. Тогда Никсон ушел с поста добровольно, не дождавшись завершения процедуры.

Почему свидетельство Гордона Сондланда американские СМИ называют ключевым и таким, который может кардинально перевернуть ход расследования по делу об импичменте Трампа, объясняет hromadske.

«Был ли факт "услуги за услугу"? Ответ — да»

В предыдущих показаниях Сондланд изначально не подтвердил факт «услуги за услугу» («quid pro quo») — то есть того факта, что предоставление военной помощи Украине зависит от расследования дела по компании Burisma (где ранее работал сын одного из политических конкурентов Трампа — Джозефа Байдена) и якобы вмешательства в выборы 2016 года в США.

Но за день до публикации стенограммы допроса за закрытыми дверями Сондланд прислал дополнение к свидетельствам, где подтвердил, что говорил о необходимости расследований для получения помощи в сфере обороны помощнику Зеленского Андрею Ермаку во время встречи в Варшаве 1 сентября.

Сейчас же посол США в ЕС в своем вступительном слове прямо подтвердил факт «quid pro quo».

«Был ли факт "услуги за услугу"? Как я уже говорил, что касается звонка из Белого дома и встречи в Белом доме, о которых просила [Украина], ответ — да», — сказал Сондланд.

Но в понимании Сондланда факт «quid pro quo» касался не разморозки военной помощи, а организации встречи между президентами США и Украины в Белом доме. И расследование в отношении компании Burisma для Сондланда не означало расследование против конкурента Трампа Джозефа Байдена, что он неоднократно подчеркивал.

«Теперь я прекрасно знаю, что это [расследование Burisma] значит. Тогда я этого не знал», — сказал посол.

Связь между военной помощью и заявлением Украины о том, что она будет расследовать вышеупомянутые дела Сондланд провел самостоятельно где-то в конце августа — когда «всем стало понятно, что все может быть взаимосвязано». При этом он всячески подчеркивал, что это его личное мнение и что он никогда не слышал от Трампа о связи между помощью и расследованиями.

«При отсутствии любого вменяемого объяснения задержки военной помощи я позже пришел к выводу, что разморозка военной помощи не произойдет до тех пор, пока Украина не сделает публичное заявление, что она обязуется начать расследование о якобы вмешательстве в выборы 2016-го и компании Burisma, чего и требовал Джулиани», — сказал посол США в ЕС.

Посол Соединенных Штатов в ЕС Гордон Сондланд (слева) свидетельствует в Конгрессе США, 20 ноября 2019 годаEPA-EFE/SHAWN THEW

«Мы все были в курсе»

Сондланд не случайно вспоминает Джулиани: личный адвокат Трампа для него, как и для остальных участников так называемого теневого канала американской политики в отношении Украины, был выразителем воли президента США.

«Мы не хотели работать с Джулиани. Проще говоря: мы играли с теми картами, которые нам выпали, — сказал посол. — Мы все понимали: если бы мы отказались работать с Джулиани, то потеряли бы очень важную возможность укрепить американо-украинские отношения. Поэтому мы выполняли приказы президента».

О важной роли Руди Джулиани Сондланд говорил и во время показаний за закрытыми дверями, но теперь он прямо связал ее с желанием Трампа — а значит, и уже описанный факт «услуги за услугу».

Сам адвокат Трампа уже написал в Twitter: Сондланд «додумывает», а заниматься украинским кейсом его пригласил бывший спецпредставитель США в Украине Курт Волкер.

Второе откровение посла США в ЕС состояло в том, что все действия в рамках так называемого неофициального канала американской политики в отношении Украины на самом деле не были неофициальными. О них он и его персонал сообщали Государственному департаменту и другим американским чиновникам, и там их даже поддерживали. В частности, Сондланд процитировал электронное письмо государственного секретаря Майка Помпео от 3 сентября, где он писал послу, что он «делает замечательную работу».

«Все были в курсе», — подытожил Сондланд. Впервые свидетель по делу импичмента Трампа указал на непосредственную причастность руководителя Государственного департамента к неофициальным решениям по украинскому кейсу.

Сам Помпео сказал журналистам, что пока не видел свидетельств Сондланда, но одновременно высказался в поддержку действующей политики его ведомства в отношении Украины.

О «quid pro quo» Сондланд говорил и действующему вице-президенту США Майку Пенсу — накануне его встречи с Зеленским в Варшаве 1 сентября.

Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — фондуйте нам на Спільнокошті и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.

«Я упоминал в разговоре с Пенсом, что у меня было беспокойство по поводу того, что задержка военной помощи связана с вопросом расследований», — заверил посол, добавив, что, кроме него, на встрече с Пенсом было еще несколько человек. Руководитель аппарата Пенса уже успел опровергнуть факт любого разговора о расследовании или задержке военной помощи с Сондландом.

Слева направо: президент США Дональд Трамп, вице-президент Майк Пенс и госсекретарь США Майк Помпео, Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке, США, 23 сентября 2019 годаEPA-EFE/JASON SZENES

«Мы с Трампом часто используем слово на четыре буквы»

Прокомментировал Сондланд и свой телефонный разговор с Трампом 26 июля из киевского ресторана, о котором стало известно на прошлой неделе. Он подтвердил, что с помощью обычного мобильного телефона, а не защищенного канала связи, говорил с Трампом о расследовании, но не о Байдене.

«Я был бы больше удивлен, если бы президент Трамп не упомянул расследование, особенно с учетом того, что мы слышали от Джулиани по поводу беспокойств Трампа», — заявил посол.

Когда у Сондланда спросили, действительно ли он говорил тогда Трампу, что Зеленский «заглядывает вам в рот» (в оригинале — «loves your ass»), тот ответил: «Я бы такое сказать мог», что вызвало смех в зале. «Я так и общаюсь с президентом Трампом — часто употребляю слово на четыре буквы. В данном случае — на три».

Позже у посла США в ЕС спросили об его другом телефонном разговоре с Трампом — от 9 сентября. Поводом для него стало текстовое сообщение от Уильяма Тейлора, временного поверенного в делах США в Украине, где он поделился своей обеспокоенностью из-за задержания военной помощи.

«Я был в таком отчаянии из-за смски господина Тейлора, что просто взял трубку, набрал президента и спросил:« Чего вы хотите?», — вспоминает Сондланд.

Остальные разговоры для американских журналистов в тот же день любезно пересказал Дональд Трамп: «Мне ничего не надо. Мне ничего не надо. Скажи Зелинскому (Zellinsky), чтобы он поступил правильно. Это последнее слово от президента Соединенных Штатов».

«Гордоновская проблема? Меня так жена называет»

Тогда же Трамп заявил журналистам, что не очень хорошо знает Сондланда, хотя считает его «хорошим мужчиной». Правда, почему при этом этот не слишком знакомый мужчина мог звонить президенту США по обычному телефону без защищенной связи по меньшей мере два десятка раз, он не объяснил.

Поскольку интервью Трампа журналистам и свидетельство Сондланда были одновременно, демократ Эрик Сволвел сразу же спросил американского посла, действительно ли они с Трампом были плохо знакомы.

«На самом деле это зависит от того, что вы имеете в виду под хорошим знакомством. У нас профессиональные, сердечные рабочие отношения», — ответил Сондланд.

А за несколько часов до этого посол так отвечал на вопросы республиканца Мика Тернера:

Тернер: Дональд Трамп — Ваш друг?
Сондланд: Нет, мы не друзья.
Тернер: Вам нравится президент?
Сондланд: Да.

Это был не единственный курьезный момент во время показаний. В конце свидетельств демократ Раджараджа Кришнаморти отметил, что работники американского Совета национальной безопасности называют Сондланда «Гордоновской проблемой».

«Меня так жена называет. Может, они общаются [между собой]. Мне стоит беспокоиться?» — эта реплика Сондланда в очередной раз вызвала смех в зале.

После показаний Гордон Сондланд садился на самолет в Брюссель. И, как узнала CNN, посол случайно поставил свой багаж не в тот отсек. «У меня весь день такой был», — прокомментировал он.

Так бизнесмен, получивший посольскую должность из-за политического назначения Трампа, за один день стал ключевым свидетелем по делу его же импичмента.