Традиция или расизм? Кто такой Черный Пит и почему он разделил Нидерланды
К нидерландскимдетям вместе со Святым Николаем (Синтерклаасом) приходит Черный Пит.В образе этого темнокожего персонажа (чью роль обычно исполняют белые актеры, разрисовав свое лицо черной краской), усматривают расизм. Его защитники напирают, что такова традиция, но их оппоненты указывают, что она появилась только в XIX веке. Громадское рассказывает, как эти споры разделили голландское общество.
Остап Ярыш
К нидерландскимдетям вместе со Святым Николаем (Синтерклаасом) приходит еще один персонаж, Черный Пит.Это озорник-помощник, помогающий святому раздавать подарки послушным детям.Но есть одно но.Для Нидерландов у него довольно специфическая внешность:Пит— темнокожий.На праздниках его роль обычно выполняют белые актеры, разрисовав свое лицо черной краской.Часть общества это возмущает: они считают персонажа расистским и выходят на протесты.Другие же настаивают на том, что это — просто традиция, в которой нет ничего плохого.
Рассказываем, как и почему Святой Николай со своим помощником разделили Нидерланды.
История традиции
Святой Николай приходит к детям в ночь с 5 на 6 декабря.Вместе с ним подарки разносит Черный Пит.Его изображают как темнокожего помощника с кудрявыми волосами и ярко-красными губами.Он носит с собой книгу, в которой записывает хорошие и плохие поступки детей, а одетобычно в традиционную одеждумавров(применявшееся в средневековой Европе обобщающее название мусульманского населения Северной Африки и Испании — ред.) и берет, украшенный пером.По легенде, Святой Николай с Питом приплывают в Нидерланды на пароме из Испании за несколько недель до самого праздника.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕВ Украине планируют, в Европе празднуют:елки, пряники и глинтвейн на рождественских ярмарках мира(ФОТО)
Однако сколько лет этой традиции в ее нынешнем виде,неизвестно.Впервые письменное упоминание о ЧерномПите появляется только в 1850 году, вкнигеЯна Схенкмана «Святой Николай и его слуга» (тогда у помощника святого еще не было имени).Именно с этого момента персонаж приобрел большую популярность и стал все чаще сопровождать Синтерклааса на празднествах.
Актерыв костюмахСвятого Николая (Синтерклааса) и Черного Питаожидают начала праздничных представлений для детей в городе Зост, Нидерланды, 5 декабря 2014 года. Персонаж Черного Пита с лицом, разрисованным черной краской, традиционно является спутником Синтерклааса, его основная задача — помогать раздавать подарки детям вечером 5 декабря. Этот образ в последнее время стал предметом многих споров и антирасистских протестов. Фото:EPA / JERRY LAMPEN
Сначала Пит был аналогом украинского «чертика», который часто хулиганил и мог наказывать непослушных детей.Впрочем, со временем его роль изменилась, и сейчас Черный Пит — скорее положительный персонаж, любимыйнидерландскими дети. Возросло также количество помощников.Если раньше он у СвятогоНиколая был один, то сейчас их может быть несколько сотен.Все они ходят понидерландскимгородамс традиционным парадомза несколько недель до дня вручения подарков.
И если раньше на таких мероприятиях царила атмосфера праздника, то теперь они все чаще становятся местом протестов и столкновений.
Столкновения на праздник
Уже несколько лет в различных нидерландских городах 17 ноября проходят демонстрации.Это день, когда по традиции Святой Николай с Питом прибывают из Испании.В этом году протесты прошли в Роттердаме, Эйндховене, Гронингене и других городах.В городе Эйндховен даже состояласьдракамежду футбольными фанатами и протестующими, устроившими демонстрацию против Черного Пита.
Полиция сдерживает футбольных фанатов нидерландского футбольного клуба PSV, кричащих в сторону участников антирасистского протеста против персонажа Черного Пита, помощника Святого Николая, в Эйндховене, Нидерланды, 17 ноября 2018. Фото: EPA-EFE / ROB ENGELAAR
Участники антирасистского протеста против персонажа Черного Пита, помощника Святого Николая, в Эйндховене, Нидерланды, 17 ноября 2018. Фото: EPA-EFE / ROB ENGELAAR
Одни (чаще всего это темнокожие голландцы) считают персонажа расистским и предлагают от него отказаться, другие же настаивают на том, что это — культурное наследие.Впрочем, очень часто именно такие протесты и контрпротесты как раз и становятся площадкой для разжигания ненависти и расизма.Например, в этом году в Эйндховене демонстрантов забросали бананами.
А в прошлом году дошло даже до блокировки трасс. Радикальные националистызаблокировалишоссе в один из городов, чтобы не пропустить автобусы с противниками Черного Пита, которые направлялись на парад Святого Николая.Позже с десяток правых активистов с разрисованным в черное лицомворвалисьв одну из начальных школ Утрехта.По словам директора, они забегали в классы и выкрикивали некоторым учителям, чтобы «те убирались обратно в свои страны».
Казалось бы, мирная и хорошая традиция стала предметом серьезных дискуссий в Нидерландах.
Сторонники «традиционного» облика персонажа Черного Пита, помощника Святого Николая, заблокировали трассу и два автобуса с противниками изображения Черного Пита темнокожим, недалеко от городка Яуре, Нидерланды, 18 ноября 2017. Фото: EPA-EFE / NIELS WENSTEDT
За и против
Какие аргументы у противников и сторонников традиции?Те, что «против», утверждают: Черный Пит появился лишь во второй половине XIX века и на деле не лишен какой-либоисторической преемственности.Персонаж является расистским, поскольку отсылает к рабовладельческому прошломуНидерландов.Страна была транзитом для торговли людьми — африканских рабов отправляли в колонии или в Соединенные Штаты часто именно через нидерландские порты.А среди аристократов в больших городах считалось престижным иметь темнокожих слуг.
Зато сторонники Черного Пита утверждают, что у персонажа нет ничего общего с рабовладением.А лицо у помощника Святого Николая черное потому, что он приносит подарки через дымоходы, поэтому это — просто сажа.Впрочем, эта гипотеза не объясняет его кудрявых волос, красных губ и экзотического наряда.
Сторонники «традиционного» облика персонажа Черного Пита, помощника Святого Николая, у суда в Леувардене, Нидерланды, 8 октября 2018 года. Этот суд рассматривал 34 административных дела о попытке заблокировать шоссе в 2017 году. Фото:EPA-EFE / ROBIN OF LONKHUIJSEN
Тем не менее, часть нидерландцев такой образ возмущает.Во время празднования актеры используют популярный некогда в ХХ веке грим «блекфейс» (черное лицо), считающийся на Западе унизительным. Активист кампании «Черный Пит — это расизм» Квинси Гариопредложилкомпромиссный вариант.Не удалять персонажа из культуру вообще, но отказаться от его изображения темнокожим.Вместо этого он предлагает просто вымазывать лица актеров сажей, чтобы это действительно выглядело как грязь, а не как цвет кожи.
Человек, собирающийся исполнять роль Черного Пита в праздничном спектакле для детей, накладывает темный грим, Ньювегейн, Нидерланды, 5 декабря 2015. Фото: EPA / REMKO DE WAAL
В Амстердаме ужепопробовалитакой вариант: на параде Святого Николая сопровождали не Черные Питы, а грязные Трубочисты Питы — мэрия города решила отказаться от традиционного макияжа, чтобы избежать оскорбления отдельных слоев населения.
«Сторонников традиции» такая опция не устраивает: они утверждают, что проблема созданана ровном месте, ведь расизм для Нидерландов сейчас в целом не характерен. ПоотчетуОБСЕ, в прошлом году в стране было совершено почти 3500 преступлений на почве ненависти, из них 300 — из-за расизма.В то же время в соседнейБельгии— почти 900 преступлений на почве ненависти, из них из-за расизма — 600.
Та же часть населения, у которой нет четко выраженных правых или левых взглядов, разговоров о ЧерномПитестарается избегать. Впрочем, дискуссия о его роли, похоже, зашла уже достаточно далеко, чтобы просто игнорировать проблему.
Участники антирасистского протеста против фигуры темнокожего Черного Пита спорят со сторонниками «традиционного» вида предрождественскогоперсонажа, Меппел, Нидерланды, 14 ноября 2015. Фото: EPA / REMKO DE WAAL