Троих вычеркиваем, двое в уме. Кого этой осенью уволят из Кабмина

Новый политический сезон еще не начался, а политики заговорили о кадровых ротациях в Кабмине. В первые дни работы парламента эта тема стала основной в разговорах журналистов с депутатами.

В оппозиции делают громкие заявления чуть ли не о полной перезагрузке власти. А вот у правящей команды планы куда скромнее. Хотя отдельные «слуги» и прогнозируют новый Кабмин, реально команда Зеленского размышляет над сменой лишь нескольких руководителей министерств.

И в этом процессе президент и его партия столкнулись с серьезной проблемой. Они все еще могут с легкостью уволить чиновника. А вот найти более сильные и компетентные кадры становится все сложнее.

Сейчас это проблема замены трех министров. Но эта проблема может быть свидетельством системного кризиса кадровой политики Владимира Зеленского и его напарника Андрея Ермака.

hromadske разбиралось в кадровых вопросах, которые обсуждают в треугольнике Офис президента — Кабмин — Верховная Рада.

«Уполномоченный Ермака по работе с правительством»

В день открытия новой сессии Верховной Рады СМИ облетело заявление депутата от «Слуги Народа» Олега Дунды, что в начале октября в стране будет новый Кабмин.

«Некоторые министры останутся, но большая часть будут новыми — в соответствии с новыми задачами и целями», — заявил он в эфире телеканала UA: Первый. Дунда добавил, что тогда же заменят и премьера Дениса Шмыгаля.

«Это фейк», — заявил руководитель фракции «слуг» Давид Арахамия в беседе с журналистами в кулуарах парламента.

Другие «слуги» в разговоре с hromadske были более резкими в оценках действий Дунды. От просто «он хочет в новости попасть» до «он ноунейм» и далее нецензурные выражения.

На самом деле, отставка премьера в ближайшее время не планируется. Тому есть две важные причины, объясняет представитель команды Зеленского.

Глава Офиса президента Андрей Ермак, президент Владимир Зеленский и премьер-министр Денис Шмыгаль во время совместного заседания президиума Конгресса местных и региональных властей при главе государства и Национального совета реформ, Киев, 29 июля 2021 годаУНИАН / Вячеслав Ратынский

Первая — коалиционный процесс, который может запуститься в результате отставки правительства. «Начнутся различные хотелки-менялки», — объясняет возможные сложности собеседник hromadske.

Вторая причина — премьер устраивает основных политических игроков во власти. И в первую очередь — руководителя Офиса президента Андрея Ермака.

«Шмыгаль — он кто? Заместитель главы Офиса президента по работе с правительством. Даже не Зеленского, а Ермака. Такой себе “уполномоченный Ермака по работе с правительством”», — объясняет собеседник hromadske место премьера во властных координатах.

Поэтому пока глава правительства Ермака устраивает, своего кресла в Кабмине Шмыгаль не лишится.

«Телефонный министр»

Но есть среди чиновников и тот, от кого руководитель Офиса президента хотел бы избавиться. Но пока не может. Это министр культуры и информполитики Александр Ткаченко.

Представитель команды Зеленского объясняет, почему Ермак не любит Ткаченко:

«Андрей Борисович считает, что Александр не “вытягивает” историю с киношниками, артистами. Постоянно какие-то претензии по этой линии: то запретили Киркорова, то разрешили Киркорова. Ткаченко даже не владеет ситуацией».

На самом деле, напряженные отношения Ермака и Ткаченко имеют уже почти двухлетнюю историю. Нынешний министр еще со времен президентских выборов видел себя во главе Киева.

Два года назад он был в шаге от того, чтобы возглавить КГГА. И тогда Ткаченко был протеже Андрея Богдана, с которым у Ермака также были натянутые отношения.

После неудачной попытки с КГГА Ткаченко рассчитывал стать кандидатом от президентской партии на прошлогодних выборах мэра столицы. Даже запустил серию влогов, которые рассматривались как подготовка. Но у Ермака были другие планы на Киев. И Ткаченко в итоге удовлетворился министерской должностью.

Впрочем, и в Кабмине Ткаченко начал надоедать Ермаку. Одна из причин — Ткаченко единственный из чиновников, который может позвонить напрямую Зеленскому, и президент ответит. Для сравнения: говорят, что Шмыгаль, пытаясь дозвониться на Банковую, часто попадает на Ермака.

Это «телефонное право» осталось у Ткаченко еще со времен совместной работы с Зеленским на «плюсах». И эта опция защищает Ткаченко от отставки.

«Ткаченко может ныть так, что его Зеленский слышит. Он звонит и ноет: мы столько запланировали, а нам ничего не дали сделать, деньги не выделяют», — рассказывает представитель президентской команды.

Но даже несмотря на такие возможности Ткаченко, собеседник hromadske прогнозирует, что через несколько месяцев вопрос об отставке этого министра все-таки вынесут на рассмотрение. У Ермака, говорит представитель президентской команды, есть уже и кандидатура на замену. Это — Ростислав Карандеев. Сейчас он заместитель Ткаченко, а ранее несколько месяцев был советникам Ермака сразу после назначения последнего руководителем Офиса президента.

Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко во время пресс-конференции о подготовке и проведении концерта-путешествия «КОВЧЕГ “УКРАИНА”: десять веков украинской музыки» на Михайловской площади в Киеве, 19 августа 2021 годаУНИАН / Сергей Ревера

Еще одним яблоком раздора для Банковой и Минкульта может стать программа «Большая реставрация». Если она получит значительное финансирование на 2022 год, то соответственно увеличится и желание контролировать распределение этих денег по примеру «Большого строительства». Предварительно на этот год говорилось о 500 миллионах гривен, и эту сумму называли сильно заниженной.

hromadske поинтересовалось перспективами отставки Ткаченко у замглавы фракции «слуг» Евгении Кравчук, которая также является заместителем главы гуманитарного комитета Верховной Рады. По ее словам, министр писать заявление по собственному желанию не собирается, и у него много планов. Но в полномочиях министерства могут произойти изменения.

«Есть идея передать Госагенство по развитию туризма в Мининфраструктуры, потому что оно связано с инфраструктурой, дорогами. К туристическим магнитам нужны дороги. И реставрация-строительство логичнее будут в Мининфраструктуры», — рассказала Кравчук.

По сути, в случае такого урезания ведомство Ткаченко может потерять строку бюджета со значительной суммой. А с ним — и привлекательность для оппонентов.

Как «слуги» посчитали министров

Накануне Дня Независимости в закрытых чатах «слуг» провели голосование по министрам. Депутатам предложили определить самых эффективных и вручить лучшим грамоты от Верховной Рады.

До вручения грамот, правда, дело так и не дошло. Да и сам рейтинг депутатам пока еще не продемонстрировали.

Однако два представителя руководства фракции рассказали hromadske, что победителем стал вице-премьер Михаил Федоров. Также среди лидеров: первый вице-премьер Алексей Любченко, министр инфраструктуры Александр Кубраков, аграрный министр Роман Лещенко, упомянутый выше Ткаченко и министр внутренних дел Денис Монастырский.

Как же глава МВД попал в список самых эффективных, хотя на момент голосования проработал немногим больше месяца?

«У Дениса очень высокий кредит доверия», — пояснила hromadske Евгения Кравчук.

Один из тех, кто голосовал как раз за Монастырского — депутат Павел Фролов. В эфире ахметовского телеканала «Украина-24» он так объяснил свою позицию: «Я проголосовал за министра внутренних дел, потому что его результаты, первые шаги были очень эффективными. Мы и наводим порядок на дорогах, и защищаем украинцев».

Особенно странным это заявление выглядит на фоне ДТП с участием депутата от «Слуги Народа» Александра Трухина.

Вместе с тем голосование выявило и аутсайдеров.

«Мнение фракции о тех, кто потенциально может покинуть Кабмин, совпадает. На рейтинге это тоже очень активно отразилось», — сообщил Давид Арахамия в эфире ахметовского телеканала «Украина-24».

По словам собеседника hromadske из числа руководителей фракции «Слуга Народа», в «хвосте» рейтинга оказались министр обороны Андрей Таран и министр соцполитики Марина Лазебная. Также среди кандидатов на увольнение есть и вице-премьер, министр стратегических отраслей промышленности Олег Уруский.

Вице-премьер Украины, министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский во время торжественных мероприятий, посвященных новому учебному году и празднику «Первого звонка», на территории военного лицея имени Ивана Богуна в Киеве, 1 сентября 2021 годаУНИАН / Александр Синица

Трио на выход. Кто на вход?

Собеседник hromadske из команды Зеленского говорит, что вопрос об отставке этих троих чиновников уже решен. К каждому из них есть свои претензии.

Уруский оказался «лишним пассажиром», он вообще ничего не делает, объясняет представитель президентской команды.

Схожую позицию озвучивает и оппозиционер из «Голоса» Ярослав Железняк.

«Я не знаю, чем занимается министр. Я даже не знаю, создано ли у нас до конца это министерство или нет», — говорит Железняк.

Формально Министерство стратегических отраслей образовано решением правительства еще в июле 2020-го. Один из тех, кто выступал за его создание, — депутат от «слуг» Дмитрий Кисилевский. В разговоре с hromadske он не смог оценить эффективность работы этого ведомства:

«У них есть две специализации: военная и гражданская промышленность. Я интересуюсь гражданской, а именно — космической тематикой. Сейчас мы ожидаем, что правительство внесет проект космической программы в парламент. Когда внесут — будем изучать, читать».

Вопрос об эффективности использования военной, то есть оборонной промышленности, возник и к Тарану. А именно о провале выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ).

«Сколько у нас не использовано в бюджете денег для закупки вооружений? Деньги в бюджете есть — это 12 миллиардов. Или у нас хорошо с армией (что неправда), или кто-то упустил время. Список вопросов к министру просто увеличивается. Его надо увольнять немедленно», — говорит Ярослав Железняк.

Министр обороны Украины Андрей Таран во время пресс-конференции на тему «Состояние дел в ВСУ и сфере оборонной политики», Киев, 22 февраля 2021 годаУНИАН / Виктор Ковальчук

Заместитель Тарана Александр Носов в комментарии АрмияInform отрицает срыв выполнения ГОЗ. По его словам, все идет по графику, и показатели этого года высоки: заказов размещено на 82%.

Однако такие объяснения не останавливают команду Зеленского. Отставку Тарана в разговоре с hromadske называют «назревшей и перезрелой».

Что касается работы Лазебной в Минсоцполитики, Железняк говорит о проблеме с субсидиями.

«Сейчас будет проблема — все будут кричать о высоких тарифах, потому что действительно многие вылетели из субсидий или денег было мало», — говорит оппозиционер.

У президентской команды другие замечания — сотрудничество с профсоюзами.

«Вступила с ними в отношения то ли коммерческие, то ли политические, мы так и не поняли до конца. Есть идеи как с ними воевать: есть закон, позволяющий забрать у них имущество, а она все это сейчас гасит», — рассказывает представитель президентской команды.

Соответственно, в Зеленского сетуют, что министр мешает планам вынести имущество профсоюзов на приватизацию.

Что общего в вопросе об отставке этих трех министров — так это проблема с поисками замены.

«Окончательных кандидатур никаких. Есть только желание поменять. А на кого — там уже будем разбираться», — рассказывает представитель команды Зеленского.

Министр социальной политики Украины Марина Лазебная во время брифинга по итогам заседания правительства, Киев, 8 апреля 2020 годаПресс-служба Кабинета Министров

Единственные потенциальные кандидаты (эти фамилии называл журналист Юрий Бутусов) — это замена Тарана: депутат Ирина Верещук или глава «Укроборонпрома» Юрий Гусев.

Верещук еще в августе в эфире «24 канала» заявила, что не против возглавить Минобороны. Однако в команде президента hromadske рассказали, что к ее кандидатуре плохо относится сам Зеленский.

«Не лично к ней, но есть история с Киевом. Плюс все понимают, что можно найти кого-то более сильного», — сообщил собеседник.

Что до Гусева, то его во главе Минобороны не хочет видеть Ермак.

«В глазах Андрея Борисовича это усиление АрахамииДавида, и ослабление его самого»,- объясняет тот же источник hromadske.

Арахамия, в свою очередь, в беседе с журналистами в кулуарах парламента сообщил, что Гусев «на своем месте (во главе “Укроборонпрома”, — ред.), ему все нравится, он никуда не рвется».

А глава партии «слуг» Александр Корниенко отшутился от вопроса журналистов про Гусева во главе Минобороны: «Можете вы стать министром, могу я стать министром, оператор ваш может стать министром, кто угодно. У нас страна неограниченных возможностей».

Где взять «молодых и красивых»?

Однако проблема властной команды в том, что в «стране неограниченных возможностей» им все сложнее находить кадры.

Тот же Арахамия пожаловался парламентским корреспондентам, что большинство «нормальных людей» вообще отказываются идти в министерства. Словно у этого сразу появляются негативные последствия: критика и требование результатов работы уже на утро после назначения. К тому же пугает потенциальных кандидатов электронное декларирование имущества и ответственность за внесение недостоверной информации.

Но есть у этой истории и обратная сторона. Когда в январе 2019-го Зеленский объявил об участии в выборах, на его призыв помочь откликнулись сотни тысяч украинцев. После победы команда Зеленского анонсировала запуск системы «Лифт». Через нее во власть должны были попадать самые достойные.

Но два года нахождения Зе-команды при власти продемонстрировали, что в команду «молодых и красивых» очень часто попадали лица с отрицательной репутацией. Более того, от таких лиц не просто не избавлялись, но даже защищали от ответственности. Ярчайший пример — Олег Татаров из Офиса президента. Из последних — уже упомянутый депутат Трухин.

На все это накладывается еще и по сути ручное управление страной. И этим ручным управлением порой занимается не президент со своими определенными полномочиями, а все тот же «вице-президент», как часто за глаза называют Ермака, и его доверенные лица.

И пример с разговорами вокруг возможных кадровых ротаций в правительстве — лишь очередное подтверждение роли и места Ермака в системе власти. Системе, которая после моноправления в 2019-м начинает давать сбои даже в вопросе замены трех министров. Это может быть свидетельством не точечных проблем, а системного кризиса кадровой политики Зеленского.