Три тезиса о расследовании Громадского «Тайный изолятор СБУ»
Громадское провело расследование, которое дает основания утверждать, что так называемые «тайные тюрьмы СБУ» действительно функционировали.
Громадское провело расследование, которое дает основания утверждать, что так называемые «тайные тюрьмы СБУ» действительно функционировали.
1. Громадское нашло новые факты существования тайных мест содержания СБУ
Журналисты Громасдкого пообщались с пятью людьми, которые утверждают, что больше года содержались в изоляторе Харьковского управления СБУ без суда и следствия. Это Николай Вакарук, Константин Безкоровайный, Виктор Ашихмин, Юрий Илюхин и Юрий Тищенко.
Они рассказали о деталях тюремного быта, которые невозможно было узнать из открытых источников. Например, дырка в поликарбонате на окне 1-й и 3-й камер, которую, как они утверждают, сами сделали, чтобы смотреть, что происходит во дворике СБУ. Или включатели / выключатели вытяжки в конце коридора изолятора, которые соединены с кнопками вызова охраны.
Съемочная группа Громадского побывала в изоляторе и проверила показания мужчин. Мы также побывали в харьковской больнице, в которую по утверждению Николая Вакарука,его вывозили из изолятора на операцию — под вымышленным именем, в сопровождении СБУ. Вакарука узнал персонал больницы, также назвали имя, под которым его лечили.
Все пятеро в 2014-м в той или иной степени помогали сепаратистам — в частности, организовывали псевдореферендум, вешали флаг так называемой «ДНР». Но никаких обвинений против них выдвинуто не было.
2. СБУ продолжает отрицать факт существования тайных мест содержания, а военная прокуратура прекратила расследование дела по факту незаконного удержания людей
Служба безопасности по сей день отрицает факт содержания людей без суда и следствия в харьковском изоляторе СБУ.
А наличие душевых кабин и ремонта в изоляторе, который официально не работает с советских времен, объясняют тем, что изолятор готовили к Евро-2012. В случае, если иностранные болельщики будут нарушать общественный порядок, их должны содержать в камерах с душевыми кабинами именно там. Но никаких нарушителей, по утверждению СБУ, во время Евро-2012 не было.
Мы направили запрос в СБУ: когда именно делался ремонт к Евро-2012, кто был подрядчиком и сколько денег потратили. Нам ответили, что через три года все документы об этом уничтожено в соответствии с законом о порядке хранения хозяйственных документов. Мы также расспросили в управлениях СБУ в Донецкой и Львовской областях, где также проходили матчи Евро-2012, обустраивали ли они неработающие изоляторы к чемпионату. Нам ответили, что нет.
Председатель Службы безопасности Василий Грицак считает, что поднимать тему «тайных тюрем СБУ» — это «лить воду на мельницу врага».
По просьбе международных правозащитных организаций военная прокуратура возбудила дело по факту незаконного удержания людей. Только Константина Безкоровайного признали потерпевшим. Другие не получили никакого статуса. В январе 2018-го мы обратились в военную прокуратуру с запросом, как продвигается расследование. Получили ответ: дело закрыто 10 марта 2017 за отсутствием состава преступления.
3. Украинская власть должна расследовать факт существования тайных мест содержания
Украина, в отличие от самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» — правовое государство, поэтому все задержания должны проходить на законных основаниях. Факты, которые мы собрали — дают нам основания утверждать, что тайная тюрьма СБУ в Харькове в течение 2014-2016 все таки существовала. Но зачем? Люди, о которых мы рассказали, не стали ни фигурантами уголовных дел, ни теми, на кого поменяли украинских военных, взятых в плен боевиками. Стало ли безопаснее? Или установиласьсправедливость? Если у этих людей не было никакого статуса — значит, что на их месте мог оказаться любой. Если существование таких изоляторов сохраняется в секрете и отрицается публично, а никто из органов правопорядка эти обстоятельства не расследует, то гарантии, что от нас не скроют любую другую общественно важную информацию нет. Незаконное содержание этих людей без суда и следствия создало Украинетолько проблемы. На Западе нас обвиняли, что мы действуем так же, как Россия, против которой мы и боремся. А в российских СМИ история тюрем СБУ стала любимым сюжетом — но на этот раз не выдуманным. В отличие от псевдореспублик «ДНР» и «ЛНР», Украина — как правильно сказал Василий Грицак — правовое государство. А правовое государство не может нарушать ни собственные, ни международные законы.
Поэтому украинская власть должна расследовать факт существования тайных мест содержания.