Цена президентства: мы посчитали, сколько денег тратят кандидаты на предвыборную кампанию

Дорого ли стать президентом в Украине?Два с половиной миллиона залога в ЦИК — не порог.Десятки миллионов идут только на политическую рекламу и содержание штаба, однако наибольшие затраты остаются в тени.Громадское узнавало, сколько стоит кандидатам попытка возглавить государство.

Дарья Проказа

Сколько стоит кампания кандидата в президенты?2,5 млн грн ($93 тыс.) залога в ЦИК — не предел.Десятки миллионов идут только на политическую рекламу и содержание штаба, однако наибольшие затраты остаются в тени.Громадское узнавало, во сколько обходится попытка занять главный пост в стране.

Белым по черному, черным по белому

На этих президентских выборах в Украине зарегистрировались 44 кандидата.Каждый заплатил по 2,5 млнгривен ($93 тыс.)залога.Вернут еготолько победителю или участникам второго тура.Однако на этом расходы кандидатов не заканчиваются, а только начинаются.

Закон Украины «О выборах президента»требует, чтобы все кандидаты оплачивали агитационную кампанию исключительно из своего избирательного фонда.Деньги из таких фондов идут на политическую рекламу, турыпо стране, встречи с избирателями и тому подобное.Это — так называемый «белый» бюджет.

Если верить отчетам, больше всего кандидаты тратят на политическую рекламу.Обычно она занимает 50-70% от общего фонда, однако может быть и больше.

Например, в 2014 году избирательный фонд Петра Порошенкосоставил 96 млн гривен($3,55 млн), а расходы на рекламу в СМИ обошлись в более чем 82 млн($3,03 млн).Так же и Юлия Тимошенко тогда потратила на медиа 85% своего фонда.

В противовес «белому», существует и «черный» бюджет — деньги, которые кандидаты не вносят в финансовые отчеты.Это неофициальные расходы на зарплаты агитаторов и активистов в регионах, подкуп избирателей и тому подобное.

«Согласно грубой оценке, это 50-80% от официального избирательного фонда»,— сообщил Громадскому председатель Комитета избирателей Украины АлексейКошель.

Полцарства за минуту рекламы

Накануне выборов-2019 все медиа в стране должны были опубликовать расценки на политическую рекламу для кандидатов.

Соответствующеерозпоряжениеполучили все региональные и местные СМИ от Центральной избирательной комиссии (ЦИК).

Больше политикиплатятза рекламуна телевидении.За одну минуту видеоролика в прайм-тайм центральные украинские телеканалы просят от 4 до 350 тыс. гривен ($150-12950).

Например, «ТРК Украина» за один показ политического ролика на 20 секунд в прайм-тайм требует около 100 тыс.гривен ($3,7 тыс.).А появление такого же ролика на «Интере» стоит около 30 тыс.гривен ($1,1тыс.).Дешевле стоит время после полуночи и утром.

Реклама на радио дешевле.Общественное движение «ЧЕСТНО»считало, что минута политической рекламы перед выборами президента в прайм-тайм максимально будет стоить 2400 гривен ($88,8).Одни из самых низких расценок — на радио Люкс FM.За минуту эфира они просят меньше 600 гривен ($22,2).

Расценки на рекламу в печатных СМИ зависят от медиа и региона.Например, цена за публикацию в топовых общенациональных изданиях стартует от 20 тыс.гривен ($740).Дешевле расценки в региональных СМИ.

На запрос общественного движения «ОПОРА» печатные издания Херсонской областиприслали свои расценкина рекламные политические материалы.Речь идет о суммах от 3 до 10 тыс.гривен ($110-370).В среднем за половину полосы газеты просят около 4 тыс.гривен ($150).

Билборды-сироты и нелегальный«Слуга народа»

В финансовом отчете потенциальные президенты указываюттолько те деньги, которые они использовали из избирательного фонда.Но туда, например, не попадают реклама и агитация, стартовавшие до официального начала предвыборной кампании.

«Нам интересно, кто с весны по всей стране вешает билборды для Петра Порошенко и за чей счет,— рассказывает Громадскому эксперт движения «ЧЕСТНО» Алексей Полторак.—В Администрации президента говорят, что это не они.Министерство информационной политики, у которого почти идентичный дизайн некоторых поздравлений у них на сайте, тоже говорит, что билборды не их. Возможно, президент и сам не хочет этой рекламы, а ее развешивают».

Предвыборный агитационный биллборд Петра Порошенко на трассе Харьков-Киев в Харьковской области, 20 ноября 2018 года.Фото: Мариенко Андрей / УНИАН

В Комитете избирателей задаются вопросом: что же считать политической рекламой?Главная их претензия сейчас — кпромо сериала «Слуга народа».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Спасибо за рекламу»: Зеленский прокомментировал попытку БПП помешать показу «Слуги народа 3»

«Потенциальные проблемы есть с кампанией Зеленского,— говорит председатель Комитета Алексей Кошель.—Судя по анонсам, мы в марте увидим сериал «Слуга народа-3».Мы подчеркиваем, что кандидат должен оплатить эти фильмы из своего избирательного фонда, поскольку Владимир Зеленский исполняет там главную роль, а название сериала совпадает с названием его политической партии».

Согласно официальным расценкам телеканала «1+1», который будет транслировать сериал, Зеленский должен выплатить из своего избирательного фонда более 1,4 млн гривен ($52 тыс.) за показ 25-минутной серии в прайм-тайм.

Комитет избирателей уже написал официальное заявление, что считает рекламу телесериала нарушением.Однако максимум, чегоздесь можно добиться — это административного наказания или предупреждения от ЦИК.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Пять звезд Зеленского.Шоумен использует опыт итальянских популистов - мы сравнили их стиль

«Кандидата не могут снять с выборов, и это хорошо, потому что это могло бы быть инструментом манипуляции для конкурентов,— добавляет Кошель.—Однако мы выступаем за то, чтобы политическую рекламу в избирательный и предызбирательный период вообще запретить, или по крайней мере значительно ее ограничить.Это помогло бы уравновесить соотношение затраченных средств на рекламу и позиции кандидата в рейтинге».

Рекламный билборд сериала «Слуга народа-3» и агитационный борд политической партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» на одной из улиц в Киеве, 16 января 2019.Фото: Ратынский Вячеслав / УНИАН

Агитаторы-волонтеры

В этом году за выборами будет следить рекордное количество организаций — 139. Для сравнения, в 2014 году за выборами президента наблюдали лишь 10 организаций.Оплачивать их работу, говорят в Комитете избирателей, кандидаты будут из «черного» бюджета.Деньги официального избирательного фонда для этого использовать нельзя — по закону это считается подкупом.

«Из-за теневого финансирования мы не можем говорить об адекватных суммах.Это объясняется тем, что кандидаты уже традиционно оплачивают работу наблюдателей, а также своих членов комиссий на избирательном участке по всей стране.Речь идет о зарплатах для 60 тыс.человек в день голосования»,— Алексей Кошель объясняет, что больше всего денег кандидаты в президенты тратят именно на активистов и агитаторов в регионах.

Легче проводить агитацию в регионах кандидатам, которые выдвигаются от политических партий, а потому уже располагают развитыми сетямиячеек по стране.Так, более 500 ячеек есть у партии«Самопомощь». У ее лидера Андрей Садового уже зарегистрированизбирательный фонд, который его команда планирует пополнить на 80-90 млн гривен ($2,96-3,33 млн).

«У нас одна из наиболее структурированных сетей в Украине,— говорит Громадскому Олег Лаврик, председатель штаба Андрея Садового.—В областях и поселках нам помогают тысячи волонтеров. Довольно часто это или сами партийцы, или их родственники.Отчитываться о своих расходах мы будем раньше официальныхдат.Также обнародуем поименно перечень всех доноров, которые давали деньги в избирательный фонд».

В то, что агитаторы в регионах — волонтеры, в Комитете избирателей Украины не верят. Возглавляющий его Алексей Кошель говорит, что кандидат легально даже не может обеспечить этих людей чаем или бутербродами.Это уже будет считаться подкупом, а потому подобные средства стоило бы законодательно легализовать.

«Если кандидат легально оплатит из фонда, скажем, транспортные услуги для наблюдателей, агитаторов или членов комиссии, закон это уже толкует как подкуп.Надо изменить положения действующего законодательства со стороны ЦИК, чтобы легализовать подобные теневые расходы», — говоритАлексей Кошель.

В общественном движении «ЧЕСТНО» попробовали выяснить, сколько кандидаты платят агитаторам. По их подсчетам, цена одной розданной газеты в городе — 50 копеек (менее 2 центов), а в деревне — гривна.Зарплаты юристов и других работников штабов могут быть рыночными — 10-15 тыс.гривен ($370-555).Оплата работы политтехнолога, руководящего всей предвыборной кампанией кандидата, зависит от его опыта и связей.Здесь речь уже о суммах от 15 тыс.до 100 тыс. грн ($555-3700).

Аниматоры в костюмах зверей проходят мимо агитационной палатки политической силы в Киеве перед выборами депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, 16 октября 2015 года.​Фото: Фурик Назар/УНИАН

Черные схемы кандидатов

Комитет избирателей Украинысообщает, что в период с октября по декабрь 2018 года пять парламентских партий рассказали на своих сайтах о мероприятиях, которые можно считать косвенным подкупом избирателей:

«Речь шла о раздаче от имени политических партий товаров для избирателей.По данным КИУ, об этом упоминалось на веб-сайтах БПП (Блок Петра Порошенко), «Батькивщины», «Оппозиционного блока», Радикальной партии Олега Ляшко и «Народного Фронта».

В частности, как зафиксировал КИУ, политики агитируют в детсадах и школах.Например, в Сумской области представители «Оппозиционного блока» открыли детскую площадку для одного детсада, а другому подарили игровую площадку и стиральную машину.

В Херсонской области представитель «Батькивщины» передал дошкольному заведению холодильное оборудование, а от представителей Крыжопольской районной организации БПП дарили ноутбуки.

Теневые расходы также идут на размещение компромата на конкурентов в СМИ, силовые действия и провокации, на так называемые «ботофермы».Так, журналисты проекта «Схемы»опубликовали расследованиео массовых фейковых страницах — «ботах» политических партий и отдельных политиков. Это пользователи, которых на самом деле не существует.За деньги они публикуют положительные посты и комментарии об определенных политиках, всячески искажая общественное мнение.

«Есть достаточно сервисов, которые предлагают создание аккаунтов от 20 центов до $20. Это — некачественные боты, которые могут быть забанены, исключены, удалены,— рассказывает журналистам «Схем» медиа-консультант Александр Климашевский.—Качественная поддержка считается в тысячах долларов.Если мы говорим о развитии сетей, то поддержка сети может стоить $3-4 тыс.в месяц, $10 тыс. в месяц, в зависимости от того, сколько мы хотим охватить этими ботами».

Также есть расценки за «вброс» информации и ее распространение, «троллинг» оппонентов, запуск нужных месседжей и работу с целевой аудиторией в социальных сетях.Оплата за подобные услуги стартует от $1,5 тыс.до $16 тыс. в месяц и выше.

Кто сколько потратил узнаем в марте

Сколько официальных миллионов гривен кандидаты в президенты потратят на эти выборы, станет известно в конце марта.Свои первые отчеты они должны обнародовать за пять, а потом — за два дня до выборов.

Но за счет всех «теневых» расходов суммы, которые кандидаты реально используют на предвыборную кампанию, могут быть в полтора-два раза выше тех, о которых они официально отчитаются.

Еще больше потратят кандидаты, которые пройдут во второй тур.Здесь, по подсчетам общественного движения «ЧЕСТНО» и Комитета избирателей Украины, финальные суммы будут начинаться от $50 млн.

Комитет избирателей отмечает, что в украинском законодательстве до сих пор нет действенных предохранителей против влияния больших денег на политику.Например, не установленмаксимальный потолок избирательного фонда, что ставит кандидатов в президенты в неравные условия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:На что живут кандидаты в президенты. Мы проанализировали декларации первой пятерки рейтинга

Этот материал также доступенна украинском языке.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.