«Тяжело проводить судебные процессы в стране, где совершены преступления», — ирландский юрист международного правосудия

Фидельма Донлон — ирландский юрист со значительным опытом работы на Балканах. Сейчас она работает секретарем Специализированных палат Косово. Этот суд расследует преступления на территории Косово в 1998—2000 годах. На конференции по международному уголовному праву в Киеве Громадское пообщалось с юристом о том, какой опыт международных трибуналов может быть полезным для Украины.

На конференции вы презентовали пособие о механизмах привлечения к ответственности за преступления геноцида, преступления против человечности и военные преступления. Как Украина может использовать эти наработки? Информация из руководства касается механизмов из 29 стран. Поэтому в вопросе ответственности за значительные нарушения международного гуманитарного права очень важно, чтобы заинтересованные люди могли взглянуть на различные механизмы, которые использовали в разных странах, и принимать решение, опираясь на то, что может быть эффективным.

Поэтому я считаю, что для Украины, юристов, представителей гражданского общества и других лиц, принявших участие в конференции, это очень хороший справочник. В нем можно изучить другие системы и другие механизмы в отношении людей, виновных в грубом нарушении международного гуманитарного права.

Если основываться на том, что говорят другие эксперты, какие для Украины самые большие вызовы и препятствия по привлечению преступников к ответственности?

Судя по комментариям практиков из Украины, могу сказать, что прежде всего они говорили о правовой базе и определенном недостатке ясности в Уголовном кодексе по международным приступам. Поэтому мы слышали, что прокуроры говорят о возможности обвинять лица в международных преступлениях, если эти преступления не перечисленные в имеющемся Уголовном кодексе.

Также мы слышали о проекте закона, видимо, утвержденном вашим парламентом, который в определенном смысле может дать большую правовую ясность.

Мы, безусловно, слышали от украинских участников конференции и других членов гражданского общества и экспертов, главное — это будущее обучение судей, прокуроров и следователей полиции. Чтобы они могли познакомиться с тем, как проводят расследование, преследование и в конечном итоге судебные процессы по таким нарушениям закона.

Не могли бы вы выделить механизмы, которые Украина могла бы использовать для привлечения к ответственности людей, которых она хочет осудить?

Во-первых, решать Украине. Комментарий — только мое мнение о полезных моделях, над созданием и применением которых я работала. Это, в частности, боснийская Палата военных преступлений, которую основали через 10 лет после прекращения военных действий. (Как часть Суда Боснии и Герцеговины Палата с 2005 года расследует тяжкие преступления, совершенные в 1992-1995 годах. Ее считают полезным примером сотрудничества отечественных и иностранных судей в пределах одного суда — там этот механизм использовали впервые. — ред.)

Мы слышали от некоторых украинских экспертов, они разделяют мнение, что нужна модель, которая демонстрирует, как международное финансирование, иностранные судьи, прокуроры и другие управленцы могут помочь развить национальную систему, чтобы она могла привлечь к суду преступников, совершивших преступления против человечности и военные преступления.

Опыт привлечения к ответственности военных преступников на Балканах можно назвать успешным?

Если взглянуть на результаты работы боснийской Палаты военных преступлений и отзывы об этой работе от Human Rights Watch и ОБСЕ, с 2005 года и до сих пор обвиняют примерно 500 человек, перед судом предстали более 7 тыс. свидетелей, объявили 200 финальных приговоров.

До 2005 года такого не было: не было преследования за военные преступления и преступления против человечности. А если и были суды, они были сомнительные в смысле соблюдения прав человека обвиняемого.

Поэтому я аплодирую Государственному суду Боснии и Герцеговины и всем боснийским практикам за их работу. Также скажу, что очень важно, чтобы судебные процессы проводились в стране, где совершены преступления. Поскольку это дает жертвам и общественности возможность посещать заседания. В этом смысле я одобряю работу наших боснийских коллег. Также думаю, что они достигли замечательных результатов.

Ирландский юрист, секретарь Специализированных палат Косово Фидельма Донлон, Киев, 11 июня 2019 годаГромадское

Вы видите проблему восприятия населением стран региона результатов, в частности, Международного трибунала для бывшей Югославии?

Есть много академических комментариев о Международном трибунале для бывшей Югославии. И что, возможно, даже важнее — от гражданского общества во всем регионе — о влиянии трибунала и его взаимодействии с населением мест, где были совершены преступления. Ведь суд располагался вне стран, где преступления произошли.

Сам суд признал, что за первые годы работы мог сделать больше для взаимодействия с населением. Поэтому потом расширил работу с охвата — связей с общественностью на низовом уровне. Это значит: нужно не просто сообщать через веб-страницы, а иметь офисы в странах совершения преступлений и постоянно сообщать их населению о заседаниях, которые проходят где-то за рубежом, а также давать возможность представителям гражданского общества, организациям жертв и правительствам высказывать собственное беспокойство о работе учреждения и говорить, как ее можно улучшить.

Какие примеры международных и военных трибуналов наиболее полезны для Украины?

Я разделяю мнение некоторых украинских участников этой конференции, что в стране есть множество квалифицированных практиков, которым нужно сделать большую работу.

Я считаю, что модель предоставления национальным деятелям международной помощи очень уместна для Украины. Возможно, в отличие от специальных трибуналов вроде югославского и руандийского, созданных в соответствии со статьей 7 Устава ООН. Поэтому на этом этапе я пропагандирую концепцию местного института с международной поддержкой — в обучении, финансировании, обеспечении работниками и других аспектах.

Вы работали в Специальном суде для Сьерра-Леоне, когда он рассматривал дело экс-президента Либерии Чарльза Тейлора и в 2012 году осудил его на 50 лет. Тогда впервые со времени Нюрнбергского процесса международный трибунал приговорил главу государства (на то время он уже не занимал должность, — ред.). Думаете, теперь такой приговор возможен какому-то главе государства?

В вопросе глобальной системы международного правосудия и случаев высшего руководства, обвинения лидеров я бы хотела сослаться на Международный уголовный суд (МУС), который предъявил обвинение действующему президенту [диктатору Судану Омар аль-Баширу], но тот до сих пор находится вне юрисдикции суда (Суд несколько раз в 2009 -2010 годах издавал ордера на его арест за геноцид в Дарфуре. Тогда Судан не признавал решение МУС, а сейчас сам судит аль-Башира — ред.). Пожалуй, за последние пять лет этот вопрос касается прежде всего МКС. В смысле юриспруденции, но также выученных уроков и препятствий.