«У меня муж — уклонист, можете его мобилизовать?». В гостях у ТЦК

«Мужчин — валом! Чего к моему сыну прицепились? Депутатов в Киеве пусть мобилизуют!» — эмоционально говорит мужчина пенсионного возраста, стоя на двух костылях в центре села Кирнасовка Винницкой области. Он приехал после звонка сына, которого остановили на улице сотрудники Тульчинского районного Территориального центра комплектования и социальной поддержки. Пожилой мужчина с руганью объяснял, что действительно является человеком с инвалидностью и его сына трогать нельзя.

Проверив в базе, они выяснили, что мужчина хотя и имеет бронь как опекун отца с инвалидностью, но находится в их розыске, потому что не обновил военно-учетные документы. А это следует делать каждые полгода.

Военнослужащие Тульчинского ТЦК говорят: больше всего спорят те, которые имеют бронь и знают, что их не мобилизуют. Так, дескать, самоутверждаются.

В течение двух лет полномасштабной войны медиа фактически не освещали работу ТЦК (бывших военкоматов). Руководство в областях отказывалось давать интервью и комментировать ситуации, когда их работники превышали свои полномочия (как вот «паковали» мужчин в машины), или коррупционные скандалы отдельных руководителей ТЦК.

В конце концов, отношение общества к самой структуре и ее сотрудникам значительно ухудшилось.

Особенно это почувствовали участники боевых действий, которых после ранений перевели работать в тыл — раздавать повестки. И теперь вместо благодарностей за защиту они иногда слышат в свою сторону проклятия.

Именно с таким отношением столкнулись и работники Тульчинского ТЦК, где до 90% сотрудников — ветераны. Некоторые после тяжелых ранений.

«Говорят: "Чего ты вернулся, чего тебя там не убили, что теперь здесь повестки раздаешь?". Я в прошлом году, когда был после госпиталя в отпуске, меня люди приветствовали, а теперь многие и не здороваются», — говорит сотрудник ТЦК Дмитрий.

«У меня барабанной перепонки нет, в голове звенит, когда кричат», — описывает сложности тыловой работы после боевых действий Александр, которого врачи вытащили после тяжелого ранения. А его напарник Юрий после конфликтных ситуаций с мужчинами мобилизационного возраста пьет таблетки от давления.

Однако некоторые на ТЦК, напротив, возлагают надежды, чтобы решить семейные проблемы.

«Бывало, что звонит по телефону женщина и говорит, что у нее мужчина — уклонист, можем ли его мобилизовать. Но мы так не работаем. Нам и без того уже создали имидж карательного органа», — говорит Екатерина Губрий, военнослужащая Винницкого областного ТЦК и СП.

hromadske провело день с работниками ТЦК. Как раздают повестки, как на это реагируют гражданские, кто и как перекрывает движение автомобилей с «военкомами» — смотрите в репортаже Марьяны Пецух.