Убийство в Берлине: российский след, дипломатический скандал и интересы Украины
Германия и Россия на пороге дипломатического скандала. Все — из-за возможной причастности российских спецслужб к убийству гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили в центре Берлина 23 августа. Если сначала это были лишь предположения, то теперь они подтвердились — после обнародования первых результатов расследования. В ответ 4 декабря Германия объявила, что высылает из страны двух российских дипломатов. А канцлер Ангела Меркель во время пребывания в Лондоне на встрече лидеров стран НАТО заявила: «Мы прибегли к таким мерам из-за того, что не видели, чтобы Россия поддерживала нас в расследовании этого убийства».
Немецкие СМИ уже отметили сходство этой истории с отравлением российского экс-разведчика Сергея Скрипаля в британском Солсбери в марте 2018-го. Тогда тоже говорилось об участии российских спецслужб в покушении на убийство, и Великобритания и другие страны начали высылать российских дипломатов. Как тогда, так и в деле убийства Хангошвили Кремль решительно отвергает любые обвинения в свой адрес. Что известно об этой истории? И почему ее развитие может повредить интересам Украины?
Что случилось?
У парка Klein Tiergarten в центральном берлинском районе Моабит давно уже дурная слава: сюда часто приходят наркоторговцы и мошенники. Однако убийство мужчины днем, в 11:58, двумя выстрелами — в спину и в голову — получило резонанс. Зелимхана Хангошвили расстреляли, по одной из версий, когда он направлялся пешком на пятничную молитву в мечеть. Злоумышленник был на велосипеде, стрелял из пистолета с глушителем марки Glock. Оружие, парик и велосипед он сразу же сбросил в реку Шпрее, пытался бежать на мопеде, подготовленном заранее.
Впрочем очевидцы быстро доложили в полицию, и подозреваемый был задержан. До сих пор он находится под стражей и ничего не рассказывает следователям о своей роли в убийстве и вероятных заказчиков. По данным Süddeutsche Zeitung, за последние три месяца его только раз посетили дипломаты посольства России в Германии, чтобы проконсультировать.
Сначала делом занималось Управление криминальной полиции Берлина, которое выдвинуло задержанному обвинение в убийстве. 4 декабря стало известно, что дело передали Федеральной прокуратуре — этот орган расследует преступления, которые могут угрожать национальной безопасности, в частности — занимается иностранными шпионами. Теперь генеральный прокурор при Верховном суде Германии Петер Франк должен взять дело под личный контроль.
«Теперь дело может выйти на другой уровень, — отмечают журналисты Süddeutsche Zeitung. — Теперь доказательства ведут к спецслужбам. И в Карлсруэ (там находится резиденция генерального прокурора — ред.) есть подозрения, что российские или чеченские государственные структуры могли заказать убийство в Моабит».
Результаты собственных расследований убийства Хангошвили публикуют и ведущие немецкие СМИ, и проект Bellingcat и издание The Insider. Еще в совместном расследовании от 30 августа говорилось о следе российских спецслужб в деле. Они доказывают, что аналогии с делом экс-разведчика Скрипаля небезосновательны. Например, в одном из последних обнародованных материалов Bellingcat говорится о том, что паспорт на выезд в Европу подозреваемому в убийстве грузина в Берлине издал тот самый орган, который и выдавал фейковые документы Анатолию Чепиге и Александру Мишкину, которых подозревают в отравлении Скрипаля. Как отмечает в комментарии Deutsche Welle Марк Галеотти, специалист по российским спецслужбам, главное отличие истории с Хангошвили от отравления в Солсбери заключается не в виде оружия, а в реакции со стороны мирового сообщества. На отравление Скрипаля она была мгновенной, вслед за Британией, и другие страны начали высылать российских дипломатов.
«Берлин более осторожный. Интересно, попытается ли Германия добиться международной реакции?», — говорит эксперт. Он отмечает: если реакция Берлина будет недостаточно сильной, вероятно, убедить Москву прекратить подобные операции не удастся.
Что известно об убитом?
40-летний Зелимхан Хангошвили происходил из Панкисского ущелья на севере Грузии, где проживает сообщество кистинцев — грузинских этнических чеченцев. В 1990-2000-е годы к ним присоединились чеченские беженцы из России. Во время Второй чеченской войны 1999-2009 годов Хангошвили воевал на стороне самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия. Россия объявила его в международный розыск с 2002 года по подозрению в терроризме.
По словам его друзей и знакомых, он был полевым командиром среднего звена — возглавлял отряд из несколько десятков бойцов. А еще — лично знал таких лидеров чеченских боевиков, как Шамиль Басаев (подорвался в соседней с Чечней Ингушетии в 2006 году) и Аслан Масхадов (до убийства в 2005 году российскими спецслужбами недолго был главой Чеченской Республики).
В 2005 году после ранения в ногу Хангошвили переехал в Грузию, получил гражданство страны (по имени Торнике Кавтарашвили — по девичьей фамилией его матери), а военную деятельность сменил на деловую — от продажи меда в Саудовскую Аравию до открытия собственного кафе в Тбилиси. Правда, есть информация, что в 2008 году он собрал отряд добровольцев (называют цифры от 50 до 200 ) и собирался повести их в Южную Осетию для войны против России на стороне грузинских сил. Впрочем подтверждений того, что Хангошвили действительно это сделал, нет.
В том же году на Хангошвили планировалось покушение, рассказывает его старший брат Зураб. По его словам, Зелимхана хотели похитить из территории Грузии в Россию, после чего убить — вместе с братом и еще тремя людьми. Однако грузинские власти, которые были заинтересованы в раскрытии российских агентов, тогда помогли предотвратить операции.
В мае того же 2008 года Федеральная служба безопасности РФ сообщила о разоблачении в Чечне якобы «грузинского шпиона» Рамзана Туркошвили, который был завербован «при непосредственном участии одного из главарей террористов, скрывающихся в Панкисском ущелье, — Хангашвили [такое написание фамилии Зелимхана можно встретить в российских источниках]».
С грузинскими спецслужбами Хангошвили связывали минимум еще один раз. В 2012 году во время захвата боевиками из Дагестана заложников в грузинском ущелье Лопота Хангошвили был неоднократно замечен в Антитеррористическом штабе Грузии, а также на переговорах с дагестанцами. После ухода с власти Михеила Саакашвили в 2013 году грузинские спецслужбы начали контактировать с российскими и Хангошвили перестал сотрудничать с силами безопасности Грузии.
В 2015 году на него совершили покушение — его автомобиль обстреляли на одном из перекрестков в центре Тбилиси. Из восьми выпущенных пуль четыре попали в руку и плечо, но Хангошвили самостоятельно доехал до больницы.
«На месте нападения находились камеры наружного наблюдения, впрочем власти Грузии поспособствовали, чтобы эту видеосъемку удалили, а само расследование этого преступления они приостановили», — утверждает Зураб Хангошвили и добавляет: грузинские власти отказались даже предоставить его брату охрану. Грузинский юрист Тамта Микеладзе в комментарии ВВС также раскритиковала местных правоохранителей за ненадлежащее расследование инцидента.
После покушения на свою жизнь Зелимхан решил уехать из страны. Некоторое время он проживал в Одессе — тогда главой Одесской облгосадминистрации как раз был Саакашвили, а бывший заместитель министра внутренних дел Грузии Гиорги Лордкипанидзе возглавил местную полицию. Позже подал прошение на убежище в Германии, которое местные власти, впрочем, не удовлетворили.
Тем не менее, в 2016 году Хангошвили переехал в Берлин вместе с семьей — женой и пятью детьми. По данным немецких СМИ, некоторое время немецкие спецслужбы относили Зелимхана к лицам, которые представляют угрозу для общественной безопасности, но в 2018 году подозрения с него сняли.
Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — пожертвуйте нам на платформе Спiльнокошт и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.
Кого задержали по подозрению в убийстве?
24 августа, когда нападающего на Зелимхана Хангошвили задержали, немецкие правоохранители сообщили лишь, что ему 48 лет и он из России. Вскоре местные СМИ узнали вероятное имя подозреваемого — Вадим С. — и то, что он приехал в Берлин за несколько дней до нападения через Париж, а также у него был обратный билет на самолет в Москву.
Это дало основания считать, что к убийству чеченца приложили руку российские власти. Так, Зураб Хангошвили уверенно утверждал, что за нападением на его младшего брата стоит ФСБ. Того же мнения придерживались и представители чеченской диаспоры в Европе: 31 августа они провели акцию протеста у посольства России в Германии.
А за день до того The Insider, Bellingcat и Der Spiegel обнародовали совместное расследование, где раскрыли больше деталей о задержанном. Выяснилось, что заграничный паспорт на имя «Вадима Андреевича Соколова» 20 августа 1970 года был выдан за несколько дней до поездки — при этом ни в одной базе, включая базу российских паспортов, человека с такими данными не существует. Адрес в Санкт-Петербурге, который «Соколов» указывал при подаче документов на визу для въезда во Францию, тоже оказался ложным.
«Уже сам этот факт, что "Соколов" смог получить загранпаспорт на вымышленное имя, указывает на его прямую связь с государством — даже если бы ему каким-то образом удалось подделать паспорт самостоятельно, он не смог бы по нему пройти российский пограничный контроль», — утверждают расследователи.
Позже, в сентябре, издание The New York Times сообщило, что настоящее имя подозреваемого — Владимир Алексеевич Степанов, бывший майор полиции Санкт-Петербурга. Впрочем позже расследователи узнали, что на самом деле за «Соколовым» стоит другое лицо — Вадим Николаевич Красиков, родившийся 10 августа 1965-го. В июне 2013 года Красиков был главным подозреваемым в убийстве предпринимателя Альберта Назарова. Причем тогда убийца тоже подъехал к жертве на велосипеде, выстрелил в нее с близкого расстояния в спину и голову и уехал.
В начале 2014 года Россия выдала международный ордер на арест Красикова через Интерпол, впрочем в июле 2015 года сняла его без всяких объяснений — это могло означать или то, что подозреваемого уже задержали, или что он уже не был подозреваемым. При этом в Москве дело об убийстве Назарова не закрыли, а других подозреваемых не назвали.
Последнее расследование The Insider, Bellingcat, Der Spiegel о Соколове-Красикове вышло 3 декабря, а уже на следующий день убийством Зелимхана Хангошвили начала заниматься Федеральная прокуратура Германии — такие дела входят в ее компетенцию, если есть подозрения, что к ним причастны спецслужбы другого государства.
Дипломатический скандал и его последствия
«Это спекуляции без всякого основания, — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков о выдворении российских дипломатов из Германии 4 декабря. — Эту тему постоянно гиперболизируют немецкие СМИ, но это не соответствует реальному положению дел». В Министерстве иностранных дел России его позицию поддержали.
«Такой политизированный подход к вопросам следствия просто немыслим», — отметили в ведомстве. И добавили: Москва рассматривает высылку дипломатов как недружественный и необоснованный жест со стороны Германии и в связи с этим готовится прибегнуть к «комплексу ответных действий». Очевидно речь идет о зеркальных действиях — высылке немецких дипломатов.
Но это — маленькие последствия, которые могли бы быть в этой истории, отмечает обозреватель издания der Tagesspiegel Клаудиа фон Зальцен. Она подчеркивает: Германия, пытаясь поддержать диалог с Россией, не желает четко указывать на недопустимость таких ее действий. Хотя эту ситуацию было бы лучше использовать для полного переосмысления отношений Германии и РФ.
«После убийства Зелимхана Хангошвили МИД Германии имеет к РФ только одну претензию — что она не приложила достаточно усилий к общему расследованию убийства. Немецкие дипломаты даже бегло не упоминают о вероятном участии в этом России. Такие попытки решить ситуацию не пойдут на пользу российско-немецким отношениям. Необходим четкий сигнал, что такое политическое убийство в центре немецкой столицы — это точка невозврата и не может остаться без последствий», — отмечает фон Зальцен.
Другие немецкие издания отмечают: такая реакция Германии теперь является по меньшей мере странной, учитывая, что после отравления Скрипаля в Солсбери Берлин отреагировал решительно и оперативно, выслав сразу же четырех российских дипломатов — не дождавшись официальных результатов следствия. И, вероятно, последствия еще будут: издание The Wall Street Journal отмечает Германия будет вынуждена ответить санкциями, которые могут поставить под сомнение тесное энергетическое партнерство между странами.
Примечательно, что дипломатический скандал разворачивается за несколько дней до саммита в «нормандском формате» 9 декабря, где лидеры Украины, России, Франции и Германии будут говорить о путях урегулирования ситуации на Донбассе. Теперь дипломатический скандал между Берлином и Москвой может стать другой топ-темой саммита и немного отвлечь внимание от войны на Донбассе. Меркель уже анонсировала отдельную получасовую встречу с президентом России Владимиром Путиным, на которой планирует обсудить позиции РФ и Германии по расследованию дела Хангошвили.