Учительница онлайн или обычная школа? Каким будет образование после карантина

1,2 млрд людей, или около 70% получателей образования различных уровней ощутили на себе влияние коронавирусной пандемии. Об этом сообщает ЮНЕСКО, подразделение ООН по вопросам образования и науки. Школы и университеты закрылись по всему миру, поэтому большинству учеников и преподавателей пришлось адаптироваться к новым форматам дистанционного образования. Трудности с этим и в Украине, и за рубежом идентичны — отсутствие надежного интернет-покрытия в некоторых районах, неготовность учебных заведений оперативно и эффективно переходить в онлайн и борьба за единственный компьютер в семьях, где есть несколько детей-школьников.

Учебные заведения, чьи преподаватели и студенты «распробовали» все преимущества онлайн-обучения, не собираются отказываться от них и после завершения карантина. hromadske совместно с украинскими педагогами выяснило, какие глобальные тренды в учебном процессе мы скорее всего будем наблюдать в посткоронавирусном мире.

Неизбежный онлайн

Переход обучения на всех уровнях в формат онлайн — необратимое изменение, которое частично останется и после карантина. Прежде всего потому, что большинство преподавателей и студентов смогли адаптироваться к дистанционному образованию, объясняет Олеся Верченко, академический директор Киевской школы экономики.

«В университетской среде говорят: когда позволят вернуться к предыдущим форматам, появится вопрос, захотим ли мы это сделать? Элементы онлайна уже стали привычными, закрепились в головах», — говорит эксперт.

Но онлайн-образование после карантина будет другим, несколько «откатится» к традиционному. В меньшей степени это касается студентов, в большей — школьников.

«Например, я работаю со студентами старшего возраста, с теми, у кого уже есть степень магистра — 22-23 года и старше. Есть исследования, которые показывают, что для них онлайн-образование является более эффективным. Главный критерий — это так называемые остающиеся знания. После стандартного образования — не сразу после экзамена или через несколько месяцев, а через длительное время — остается в памяти 10-15% изученного. А после занятий онлайн — 25-50%», — объясняет Олеся Верченко.

Со школьным образованием сложнее, в частности из-за неготовности учителей и отсутствия «образцовых» форматов эффективного онлайн-обучения в мире. Впрочем, по мнению председателя общественного союза «Освитория» и основательницы «Новопечерской школы» Зои Литвин, за время карантина всем участникам образовательного процесса удалось «эволюционировать», учась на собственных ошибках. И если «сначала только 30% школьников могли дистанционно учиться в Украине, то к концу уже около 70% пришли со своими учителями и школами к какому-то формату».

«Эффективно работает формат, который называется смешанным. Это когда в школе на уроках идет работа в командах, разбор практических кейсов, что-то интересное. А в дистанционном формате, дома, учащиеся овладевают большей частью теорией — каждый сам, в удобном ритме выполняет упражнения для самопроверки», — говорит Зоя Литвин.

За время карантина украинские учителя открыли для себя, что инструмент индивидуализации обучения работает, а дистанционное образование не страшное. Часть диджитальних инструментов в арсенале украинских учителей останется и после карантина.

Учитель Кристоф Блан проводит урок по экономике в своем классе перед снимками учеников в частной школе Ecole Ardevaz в Сионе, Швейцария, 29 апреля 2020EPA-EFE/JEAN-CHRISTOPHE BOTT

Но не только онлайн

В целом украинская школа тяготеет к возвращению в офлайн, и когда это будет, Министерство образования еще решает. Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев в разговоре с hromadske призывает не доверять информации о том, что «украинское образование полностью переходит на дистанционку».

«Просто посмотрите на сайты школ, департаментов образования — сколько там сообщений о том, что закупили парты или оборудование для младшей и старшей школы, сколько ремонтов сделано этим летом. Для кого это делается, если не для детей?» — спрашивает Сергей Горбачев.

Помешать оффлайну может только новая волна заболеваемости. В то же время Сергей Горбачев отмечает, что даже в обычные времена ежегодно две-три недели «выпадает» из-за карантина — например, в связи со вспышкой гриппа. Поэтому полученные навыки организации дистанционного обучения учителям ещё пригодятся.

Онлайн-обучение не может быть полноценной заменой реальной школы, считает Зоя Литвин. В мире пока нет таких моделей онлайн-школ, которые «не просто передают информацию, а действительно прокачивают навыки».

Особенно сложно онлайн дается младшим школьникам, которым сложно усидеть у мониторов.

«Интересный кейс Дании и Люксембурга: там детям домой рассылали боксы за счет государства. Школьники разворачивали эти задачи — например, сделать самостоятельно фоторамку, склеить ее и поставить туда фото своего класса. И к заданию предоставлялась видеоинструкция учительницы. Это кейс, который требует знания математики, потому что нужно измерять линейкой размеры. Но ребенок способен сам это сделать, ориентируясь на видео учителя. Такие форматы для младших школьников пока эффективные», — приводит пример Зоя Литвин.

Учительница в защитной маске объясняет уравнения на уроке математики в школе в Мадриде, Испания 16 июня 2020. В Испании в середине июня открыли волонтерские классы учебной подготовки для тех учеников, которые должны сдавать экзамены для дальнейшего поступления в высшие учебные заведенияEPA-EFE/SEBASTIAN MARISCAL

Онлайн-курсы против классического образования

Шутки о том, что в первые недели карантина все бросились проходить онлайн-курсы, не безосновательны. Иван Примаченко, один из основателейсервиса онлайн-образования Prometheus, говорит, что в марте на платформе произошел всплеск регистраций — количество активных слушателей увеличилось сразу в четыре раза.

«С точки зрения эффективности завершения курсов пока сложно делать выводы, потому что они идут волнами, но в целом имеем больший процент, чем обычно. Вообще на мировых платформах массовых бесплатных онлайн-курсов процент слушателей, которые проходят их от начала до конца, примерно 7-8%, у нас на Prometheus — 15-16%. Во время карантина мы видели, что около 20% людей проходят курсы до конца. Разница не впечатляющая, но это более высокий показатель. Насколько этот эффект длительный — увидим», — говорит Примаченко.

Он отмечает, что нынешний опыт онлайн-образования изменит отношение к формальным учебным заведениям. Они перестанут считаться чем-то «более фундаментальным», чем обучение в онлайне. Не только потому, что дистанционный формат смог хорошо себя показать, но и потому, что многие классические университеты оказались не готовы к условиям карантина.

Конечно, есть отрасли, где невозможно заменить физическое присутствие человека на рабочем / учебном месте и его непосредственный контакт с другими людьми или инструментами работы — например, в медицине. Впрочем, подчеркивает Иван, есть ряд специальностей, которыми онлайн можно овладеть даже эффективнее — например, IT или бизнес. Ведь «в онлайне студенты, как правило, могут получить доступ к лучшим преподавателям Украины или мира, а в оффлайне приходится довольствоваться лекторами, которые доступны локально».

«Также неправильно думать, что онлайн — это всегда без диплома, а оффлайн — всегда с дипломом. Ведь и у нас, и на Западе существуют дистанционные учебные программы, даже магистерские или бакалаврские, учась по которым онлайн, можешь получить полноценный диплом», — добавляет Иван Примаченко.

Учителя Элизе Блеммингс и Том Хатчинсон из Манчестера проводят онлайн-занятия для детей, Великобритания, 23 апреля 2020EPA-EFE/NEIL HALL

Асинхронизация учебных процессов

Одно из преимуществ онлайн-образования, которое будет важным и в дальнейшем, — индивидуальный подход, возможность самостоятельно планировать учебный процесс во времени. Прежде всего это касается студентов, которые могут делать это эффективнее, чем, скажем, ученики средней школы.

«Исследования показывают, что для изучения материала онлайн студентам нужно на 30-50% меньше времени. Поскольку это онлайн-образование с записями, которые можно просмотреть, они могут планировать свое время, возвращаться к более сложным материалам, просматривать их еще раз. Что-то дается очень легко — пропускать этот материал», — говорит Олеся Верченко.

Планирование времени для обучения можно рассматривать и в более глобальном контексте. Пандемия, которая затянулась на неопределенный срок, особые трудности создает для выпускников во всем мире — из-за невозможности четко планировать будущее. В связи с этим может возрасти популярность так называемого gap year — года-перерыва между завершением школы и поступлением в вуз. Как свидетельствуют результаты опроса Балтиморской консалтинговой организации Art&Science Group, в США, где такой тренд не имел большой популярности, пропустить год планируют 16% выпускников. Еще 17% считают нужным вступать уже на весенний семестр следующего года, когда ситуация с пандемией, вероятно, улучшится.

Такое решение прежде всего связано с высокой стоимостью обучения в топовых вузах мира, которое не компенсируется, когда обучение вынужденно переходит в онлайн, даже если это не очень эффективно. Стоит учесть, что оплатить обучение в этом году для многих вообще будет проблемой на фоне экономического кризиса, вызванного коронавирусом, поэтому не все решатся на такой финансовый риск.

Опросы YouGov для издания Forbes Advisor выяснили: более 68% американцев считают, что цены на обучение должны быть ниже, если новый учебный год начнется в дистанционном формате.

В Украине обучение дешевле, а gap year непопулярен, поэтому, вероятно, этот тренд мало каснется украинцев.

«В наших вузах много бюджетных мест, то есть люди могут вступить и учиться бесплатно, поэтому у них очень малые риски. Если ты уже сдал ВНО и поступил на бюджет, какой смысл не учиться в условиях коронавируса? Поэтому я думаю, что в Украине это не будет очень ощутимо», — говорит Иван Примаченко.

Преподавательница Фиона Супанц учит через видеоконференцию в частной школе Stadtkrone в Дортмунде, Германия, 23 апреля 2020EPA-EFE/FRIEDEMANN VOGEL

Наставники, которые учат учиться

Очевидный вывод опыта онлайн-обучения — потребность для получателя образования иметь человека, который будет эффективно направлять его в процессе поиска информации и помогать сделать обучение более эффективным. Неочевидный — такой наставник нужен даже студентам и старшим людям, которые более мотивированы и способны на самостоятельную работу.

В школе — это учитель, который, согласно идее реформы «Новой украинской школы», как раз должен быть таким менеджером образовательного процесса, а не просто передатчиком знаний. Насколько эффективно удавалось выполнять эту роль учителям при дистанционном обучении, свидетельствуют результаты опроса среди родителей учеников, которое проводила Служба образовательного омбудсмена. Выяснилось, что у половины родителей отношение к преподавателям никак не изменилось, у 19% — ухудшилось, а в 27% — улучшилось.

«Это показывает, что нет негативного отношения к образованию, к школе как системе — есть негативное отношение к отдельным учителям или школам. Где-то педагоги просто махнули рукой: некоторые отказывались дистанционно работать, некоторые ограничивались тем, что просто писали на листе задания, фотографировали и отправляли в вайбер. Но большая часть ответственных и профессиональных учителей подошла к процессу креативно и качественно: они коммуницировали с детьми, проводили онлайн-уроки через Zoom или другие платформы, давали детям домашние задания нормального объема и проверяли их», — говорит Сергей Горбачев.

Зоя Литвин считает, что данные опроса свидетельствуют не только об эффективности работы учителя, но и о реакции родителей учеников на то, что они теперь оказались вовлеченными в учебный процесс.

«Около 65% родителей подтвердили, что помогать ребенку с обучением дома для них было стрессом. И, думаю, вряд ли родители хотят самостоятельно обучать своего ребенка в дальнейшем. Это то же, что и лечить его дома. До какого-то мизерного уровня еще можно рискнуть, но все-таки этим должны заниматься специалисты», — объясняет эксперт.

Старшие соискатели образования онлайн могли понять важность ментора-наставника, который помогает ориентироваться в море информации и отслеживать собственный прогресс. Иван Примаченко говорит, что на мировых образовательных платформах сейчас появляется все больше курсов, где слушатель не просто пассивно потребляет знания — его эссе или другие работы проверяет куратор, дает рекомендации и отмечает достоинства и недостатки.