«Угольное дело»: бизнесмен Кузяра говорит, что не знаком с Порошенко и Медведчуком, и называет дело сфабрикованным
Подозреваемый в «угольном деле Порошенко—Медведчука» бизнесмен Сергей Кузяра заявил, что не был знаком с подозреваемыми депутатами «настолько, чтобы решать вопросы», и добавил, что дело сфабриковано Госбюро расследований.
Об этом Кузяра сказал в комментарии во время заседания апелляционного суда.
«Я не имею отношения к преступным сговорам. С этими людьми [Порошенко и Медведчуком] я не знаком настолько, чтобы решать какие-либо вопросы. Мы все их видели по телевизору. Здесь точно есть чей-то интерес и явное давление на суд», — заявил бизнесмен.
Он заверил, что будет доказывать свою невиновность и «дело развалится, не дойдя до суда».
«В это время (2014-2015 годах — ред.) я занимался поставкой угля, был знаком со всем руководством Центрэнерго, Министерства [энергетики и угольной промышленности], поэтому, наверное, меня просто нашли как удобное лицо, чтобы придумать это дело. И о каких препятствиях можно говорить, если этот уголь из ЮАР был поставлен не на Центрэнерго, а на ДТЭК? Но оно осталось на балансе Украины. Поэтому о каких препятствиях может идти речь? Не понимаю», — добавил Кузяра.
Также Кузяра нам в комментарии сказал, что не имеет контактов с руководством самопровозглашенных республик, хотя подтвердил, что их посещал.
«Я сам из Донецка, жил в Макеевке. У меня там бизнес, дом, офис. Я ездил туда, встречался с людьми — без привязки к этому делу. Но знал ли я Дмитрий Лямин, боевик самопровозглашенной «ДНР»Лямина, Александр Тимофеев, представитель самопровозглашенной «ДНР»Тимофеева — не могу сказать», — заявил бизнесмен.
В материалах дела присутствуют записи разговора якобы Кузяры с представителями боевиков. Бизнесмен заявил, что записи смонтированы и им «будет дана оценка». По данным следствия, экспертиза подтвердила подлинность его голоса. Также есть записи других фигурантов дела, обсуждающих участие Кузяры в незаконной схеме.
Кроме того, Кузяра рассказал, что действительно общался с экс-министром энергетики и угольной промышленности Владимиром Демчишиным, поскольку у него был угольный бизнес. Демчишин сейчас находится в розыске.
«С Демчишиным я общался, и с Юрий Продан был министром топлива и энергетики в 2007-2010 годах, а также министром энергетики и угольной промышленности с февраля по декабрь 2014 годаПроданом, со всеми министрами до и после. И сейчас», — сказал бизнесмен.
Киевский апелляционный суд 14 февраля рассматривает жалобу прокуратуры на решение Печерского суда об уходе Кузяры из-под стражи. Сторона обвинения просит снова задержать подозреваемого, отмечая риски его побега, давление на других фигурантов и свидетелей, уничтожение вещественных доказательств.
Заседание отложили, поскольку удовлетворили жалобу об отводе коллегии судей.
Ранее суд взял Сергея Кузяру под стражу с возможностью внесения залога в 500 миллионов гривен, который подозреваемый не внес. Впоследствии суд отпустил Кузяра из-под стражи на круглосуточный домашний арест. Прокуратура это решение обжаловала.
О каком деле идет речь?
Осенью 2021 года депутат от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктор Медведчук получил подозрение в содействии деятельности террористической организации. Это второе подозрение после дела по статьям о госизмене и нарушении обычаев войны, в котором он фигурирует с однопартийцем Тарасом Козаком (ныне находящимся в розыске).
Во втором деле, по данным следствия, Медведчук во время энергетического кризиса в 2014-2015 годах якобы препятствовал получению Украиной дешевого угля из Южно-Африканской Республики, а также помогал организовать незаконные схемы поставки угля с временно оккупированных территорий на государственные предприятия Украины.
Следствие зафиксировало разговоры Медведчука с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, во время которых они обсуждают «угольный вопрос». В схеме, по данным следствия, также участвовал бизнесмен Сергей Кузяра. Впоследствии о подозрении сообщили и бывшему министру энергетики и угольной промышленности Владимиру Демчишину — он находится в розыске. Сам политик назвал обвинения сфабрикованными.
По данным следствия, было выбрано два недействующих предприятия на территории оккупированных территорий, которые использовались в схеме поставки: ГП «Шахта им. И. Киселева» и ГП «Луганскуголь». Их перерегистрировали на территории Киева, а затем на них открыли счета в «Укрэксимбанке», через которые ОАО «Центрэнерго» платило за поставки угля с оккупированного Донбасса.
За время работы схемы, по данным правоохранителей, пророссийских боевиков в общей сложности профинансировали более чем на 200 млн гривен.
Сам Медведчук заявил о «давлении на инакомыслящих» и акцентировал внимание на нескольких обстоятельствах, якобы опровергающих его причастность к преступлению: то, что «ДНР» и «ЛНР» в этот период не были объявлены террористическими организациями, а предприятия, работавшие на оккупированной территории , якобы уплачивали налоги в государственный бюджет Украины.
На уточняющие вопросы журналистов, считает ли он ДНР и ЛНР террористами, Медведчук затруднился ответить.
Подозрение по этому делу получил и пятый президент Украины Петр Порошенко — в государственной измене и содействии деятельности «ДНР» и «ЛНР». Как рассказали в Государственном бюро расследований, речь идет о той же схеме поставок угля с временно оккупированных территорий в Украину. Следствие просило арестовать его с возможностью внесения залога в 1 миллиард гривен, однако суд отпустил его под личное обязательство. Свою вину Порошенко не признает и называет дело политическим.