Украинский фильм «Пусть будет снег» с Иванной Сахно вышел в США. Мы увидим его нескоро, но там есть на что посмотреть
В США на DVD и в интернете вышел украинскj-грузинский фильм «Пусть будет снег»(Let It Snow), главную роль в котором сыграла украинская (и уже американская) актриса Иванна Сахно.
Это первый случай, когда крупная компания с голливудскими связями — независимый канадский медиагигант Lionsgate — купила (через свою дочернюю фирму Grindstone Entertainment Group) украинский фильм. Продюсером со стороны Украины выступила Solar Media Entertainment («DZIDZIO Контрабас», «Женщина на войне»), а от США — независимая международная компания FishCorb Films («Бабочка», «Убийство на 13-м этаже»). Мировые права за пределами Соединенных Штатов принадлежат большой дистрибьюторской структуре Film&TV House со штаб-квартирой в Лондоне, почти 30-летней историей и пакетом в сотню фильмов.
Казалось бы, такая значительная информация должна вызывать определенную гордость. Но о гордости речь не идет, только о бизнесе. К тому же, «Пусть будет снег» — обычный фильм категории B с разгромным рейтингом 4,0 на IMDb. Не забывайте о ежедневной, а не художественной жизнь современного кинематографа, который производит тонны B-movies для фонового существования и периодического употребления, вроде посещения «Макдональдса». Что не запрещает немного разобрать фильм, а также поговорить об участии в нем Иванки Сахно.
И первое, на что надо обратить внимание — это удивительная и разительное несоответствие указанного рейтинга фактическому качеству фильма. Почему посетители крупнейшей в интернете кинобазы так настроены против этой ленты, конечно, ответить никто не сможет. Разве что очевидной становится разница между видением кинокритика и видением обычного зрителя. Ведь именно с точки зрения кинокритика «Пусть будет снег» снят не как третьесортное кино для просмотра где-то за пределами цивилизованного мира, не как попало, чтобы «распилить» бюджет, и даже лучше большинства украинских так называемых «хитов», вроде «Захара Беркута», «Киборгов» или «Сторожевой заставы», которые незаслуженно и дико возвеличены украинским массовым зрителем.
Возможно, для сытых американских зрителей украинский «беркутовский» уровень не стоит внимания и, тем более, большей цифры, чем 4 по 10-балльной шкале. Но уровень у фильма есть, и он выше, чем у названных «больших» примеров. Собственно, именно за уровень кино украинские производители и ответственны, ведь ничего другого украинского в фильме нет: снимался он в горах Грузии, герои разговаривают на английском, русском и грузинском. При этом проект не миноритарный, где 5 копеек наших вкладов и куча бравады. Наоборот большая часть денег и команды — из Украины.
Режиссером выступил Станислав Капралов, создатель и сценарист одной из очень идейно интересных короткометражек «Город самоубийц» (Sui Caedere) 2018 года. Композитором был Алекс Черный, сериальных дел мастер, но два года назад он интересно насытил музыкой короткометражный фильм «Слово» о Расстрелянном возрождении. Костюмы, макияж, визуальные эффекты — все тоже делали украинцы. Но отдельно стоит отметить того, кто все «показал», чей глаз сначала увидел «как», а затем дал посмотреть нам «что» — это оператор Евгений Усанов. Картинка фильма поразительно увлекательная, и дело не только в горах, которые сами по себе являются воплощенной Богом красотой, а во взгляде, которым владеет малый создатель и который способен магическим образом передать это зрителю с помощью камеры.
Романтическая история супругов из Америки, которые приезжают из Джорджии (штата) в совсем другую Джорджию (страну), за тысячи километров, чтобы мужчина попросил у женщины руку и сердце, превращается в кровавый триллер с квестом по горам и явными намеками на продолжение, судя по последнему кадру. И главные в этой белой картине с красными пятнышками следов — ее художник, Евгений Усанов, и его модель, актриса Иванка Сахно.
Убегая от таинственного убийцы, гоняющегося за туристами, и фрирайдеров, героиня Сахно болезненно и травматично пролетает, проползает, прорезает сквозь снег с пятном «крови на рукаве» как в той советской песенке. И кадры с ней, «нарисованные» Усановым, — это то, ради чего и можно смотреть это довольно скучное, подчас нелогичное, а иногда бессмысленное, но красивое B-movie.
Момент, когда Иванка обреченно пытается опередить лавину, все быстрее взлетая на сноуборде по крутому склону, нагоняет адреналин, кажется, скорее, чем прямой укол в сердце. Он снят с полукилометрового расстояния, чтобы гора шокировала всем своим величием, он вырывает зрителя из своего времени, кресла и мира, чтобы заставить выдохнуть весь воздух и с открытым ртом наблюдать, как лавина поглощает точечку сноубордистки... Героиня выберется каким-то непостижимым для нас и здравого смысла способом, чтобы подарить еще один момент-кадр: маленькая, обессиленная, но упрямая фигурка Иванки замирает на фоне серо-коричневой горы, потрескавшейся после миллионов лет тектонических сдвигов. Она смотрит в другую сторону, прямо на преследователя, из левого нижнего угла кадра — в правый нижний, и это как размах Брейгеля в сочетании с конкретикой «Дуэли» Репина. А через некоторое время, полуживая, словно сомнамбула, она идет через коллоидную мглу туман, через весь экран к снеговику, что стоит на краю пропасти, и у него одно человеческое ухо и две воткнутые руки, одна из которых держит заявленный в начале фильма перстенек.
Эти комья снега в объектив, эти съемки с коптера и ракурсы с заманчивыми и правильными крупными планами и живой камерой, такими желанными и почему-то отсутствующие в нашем кино, преступно переполненном мертвым средним планом — именно это делает фильм Капралова «Пусть будет снег» кинематографом. А нежная, хоть и израненная, Иванка, со всей своей положительностью и человеческой убедительностью, живостью, что даже переигрывает, когда ее героиня едва не умирает, потому что сущность актрисы не может смириться с таким даже кажущимся состоянием...
На самом деле, фильм мог быть другим, если бы не сценарий, собранный из сплошных клише, будто из кусков многих разбитых зеркал. Высокий, одинокий отель с удивительной, печальной и напряженной женщиной на ресепшене; желание мужчины непременно попасть на закрытый спуск, хотя ему говорят об опасности; ирония героев истории о духе невинно убитой и ее мести туристам; скрытое черным мотоциклетным шлемом лицо преследователя и его фантастически быстрое передвижение по горам; и эта смешная до слез манера главной героини ходить в страшный мороз без шапки, капюшона и рукавиц — мол, надо же зрителю показать засохшую кровь и синяки на ее лице... Интрига, более или менее точно раскрывается уже посреди фильма, но производители настойчиво продолжают прокладывать путь сюжета, серьезно считая себя творцами напряженного саспенса.
Но зритель увлекается не столько интригой, сколько рассматриванием кадров, подобных картинам в галерее. И именно это особенно способствует любопытству, а заодно и возможности досмотреть 86-минутную ленту, заявленную еще и как фильм ужасов. Хотя несколько моментов, намекали на этот жанр, они вряд ли дают право весь фильм приобщать к «ужастикам».
Показанный в рамках кинофестиваля «Молодость», «Пусть будет снег» может выйти в украинский прокат ориентировочно в декабре, когда, вероятно, будет и снег. Слабая повод, чтобы зритель захотел посмотреть такое кино. Но операторская часть и исполнительница главной роли смогут немного утешить случайного посетителя кинотеатра, который, вероятно, свернул не туда.