Украинский героизм от Котигорошко до наших дней. Разговор с историком и военным Александром Алферовым

«Знаете, кто был первым украинским воином-героем? Котигорошко, о котором украинцы впоследствии сочинили сказки. Он сражался деревянной булавой. По ней историки и определили время его подвигов: до железного века, почти четыре тысячи лет назад. Представляете? Котигорошко пошел освобождать из Змеиного плена своих сестру и братьев. Он убил Змея, чтобы тот никогда больше не опустошал нашу землю. Никогда больше, никогда снова — этот лозунг украинские герои знали за тысячи лет до того, как его осознали современные европейцы», — рассказывает историк, а теперь и боевой офицер 3-й отдельной штурмовой бригады Александр Алферов.

Сейчас он на Бахмутском направлении, поэтому наш разговор об украинском героизме ежеминутно может прерваться, потому что «начнется», и современные украинские герои приступят к работе.

Самая большая честь

На своем ютуб-канале Александр Алферов выпускает отличные ролики об истории украинского сопротивления. Военное дело запечатлено в его семейной истории — от казацкой старшины до Второй мировой.

«Я хочу хоть немного соответстовать тем идеалам, которые исповедовала моя семья на протяжении веков. Потому что не может быть ничего лучше, чем следовать примеру тех, кто утверждал украинскую государственность».

Александр сопротивлялся россиянам еще в 2014-м, в «Азове». А в 2022 году снова пошел на войну, хотя вот-вот должен был родиться его четвертый ребенок. Вернее, пошел именно потому, что вот-вот должен был родиться его четвертый ребенок. Его нужно было защитить.

«Украинцы не исчезли как нация только потому, что на протяжении всей истории они были воинами, — говорит Саша. — Это россияне придумали о нас, что мы так терпеливы, такие гречкосеи, такие лениво-миролюбивые. А мы тысячи лет защищали Европу от азиатских орд.

Посмотрите на карту: Большая Степь простирается от Китая до нашего Причерноморья. Оттуда двигались кочевники — жечь, разрушать. А мы преградили им дорогу.

Мы сохранились как этнос и с днепровских утесов распространили свое влияние на огромные территории — от Закарпатья до Дона. И сейчас фактически мы даем потомкам кочевников последний бой».

Украинский героизм был всегда благороден,говорит Саша.

«Вспомните нашего князя Святослава Храброго, который говорил своим врагам: “Иду на вы”. И это не просто предупреждение противника, как в дворовой драке, что, мол, завтра приду и накостыляю тебе. Святослав фактически по-европейски говорил кочевникам: “Я не буду играть по вашим правилам, я буду до конца предан своим ценностям, то есть благородной войне”.

А в XV веке украинский князь Константин Вишневецкий сказал на Сейме знаменитые теперь слова: “Нет большей чести, как отдать за Родину жизнь свою”. Это и есть украинское понимание героизма.

В азиатской же цивилизации традиционно брали числом, отрядами более 10 тысяч человек, так называемым туменом, чтобы вытоптать, стереть, опустошить, уничтожить все, что попадается на пути. Это оттуда сегодняшние “мясные штурмы” россиян. Сейчас для россиян герои те, кто по-бандитски убивает мирное украинское население. Разница поразительная».

Наращивание мировоззренческих мышц

Перед началом полномасштабного вторжения историк Алферов успел получить еще и военную специальность: теперь он офицер по морально-психологическому обеспечению, его задача — мотивация бойцов для успешного сопротивления.

«Мотивация должна базироваться на знании: почему сегодняшние соревнования это война не за территорию, а за цивилизационные ценности, за само существование украинской нации. Победим — значит, состоимся как нация, проиграем — исчезнем.

Мотивация — это поддержание чувства воинского братства и наращивание мировоззренческих мышц. Нам сегодня нужно наверстывать много пробелов в воспитании национального сознания».

По мнению Саши, очень хорошо, что у нас подразделениям дают имена выдающихся деятелей или легендарных воинских частей. Бригады имени Черных Запорожцев, Холодного Яра, Ивана Богуна, Короля Даниила. Все они эффективно воюют, потому что их мотивируют мировоззренческие принципы, заложенные в названиях. Эти принципы цементируют подразделение и обеспечивают продолжение героических военных традиций, убежден историк.

Так же и с названиями украинских улиц. Они должны с одной стороны отражать украинскую историю и действительность. Но с другой стороны, популяризировать именно украинских национальных героев, выдающихся деятелей из разных сфер и периодов. По словам Алферова, он счастлив быть причастным к переименованию улиц Киева как глава экспертной топонимической комиссии при КГГА.

«Мы хотели, чтобы названия улиц обращались к современникам и к последующим поколениям, ориентировали их в отечественной истории. Например, не просто переименовать улицу Льва Толстого в улицу Павла Скоропадского, а в улицу гетмана Павла Скоропадского. Ведь за всеми этими упрощениями стоит забвение, нивелирование самого имени и соответствующих событий.

Люди должны понимать, что у нас не просто история, а что она у нас мощная, героическая. Дав имена Скоропадского, Грушевского, Петлюры нашим улицам, мы объединили период Украинской революции, увековечили ее деятелей и теперь можем донести потомкам, что именно каждый из них по своим силам сделал для Украины».

Как историку, Александру Алферову очень больно видеть названия улиц, которые не несут смысловой нагрузки — все эти Мира, Труда, Дружбы, Апрельские и Счастливые. Эти обезличенность, навязывание чужих героев и забвение своих, были унаследованы нами от СССР и должны исчезнуть, считает он.

«Из-за политики русификации и “советизации” мы потеряли многих своих героев, начиная от былинных богатырей — Добрыни Низкинича, сына древлянского князя; Ильи Муровлянина, чей прах до сих пор покоится в Киево-Печерской лавре; Олешка Поповича, погибшего в битве с половцами. Их россия присвоила себе, как и многих других», —говорит Алферов.

Героизм без каникул

Сегодня украинским героям необходимо дать четкие ориентиры: что будет считаться победой и свидетельством их героизма. Выход на границы 1991 года? Распад и исчезновение россии?

«Если россия не распадется, весь наш героизм будет бесполезным, потому что мы оставим в наследство своим детям российскую угрозу. Сегодня россияне воюют под лозунгом “деды воевали”. Через 20 лет новое поколение россиян скажет: отцы воевали. И все начинать снова? Мы должны сделать так, чтобы они никогда не могли подняться», — убежден Алферов.