Украинский язык в сфере обслуживания: омбудсмен рассказал, сколько жалоб поступило за первую неделю
За первую неделю действия статьи 30 Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», по которой вся сфера обслуживания должна перейти на украинский, к языковому омбудсмену с жалобами относительно нарушений обратились 34 человека.
Об этом сообщил сам Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь в Facebook.
Он отметил, что больше всего жаловались на нарушения в Киеве и Киевской области (74 жалобы). Меньше всего обращений поступило с юга и востока Украины. Львовяне прислали их 17, одесситы и харьковчане — по 12.
На что жаловались?
Как говорит Креминь, большинство обращений касались отсутствия украинской версии сайтов интернет-изданий и сайтов интернет-магазинов (117), о нарушении своих прав в сфере обслуживания заявили 34 человека, по поводу размещения наружной рекламы на негосударственном языке — 25, нарушения языкового законодательства в области образования — 4, использования должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления негосударственного языка при исполнении своих обязанностей — 3.
Также на телефонную линию секретариата омбудсмена за предоставлением дополнительной информации и консультаций обратилось около 50 человек. Граждане, среди прочего, просили разъяснить, обязаны ли представители сферы обслуживания предоставлять информацию о товарах и услугах на негосударственном языке по просьбе потребителя.
Омбудсмен убежден, что такое небольшое количество обращений и жалоб на нарушения в сфере обслуживания — это результат информационной кампании и разъяснительной работы среди органов государственной власти и местного самоуправления, малого и среднего бизнеса, сетевых предприятий торговли, медицинских учреждений, образовательных учреждений и социальной сферы.
«Это свидетельство законопослушности большинства представителей сферы обслуживания, которые, несмотря на карантин, продолжают создавать лучшие условия для граждан Украины», — говорит Креминь.
Что за закон?
С 16 января в Украине вступила в силу статья 30 Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», по которой вся сфера обслуживания должна перейти на украинский.
В частности, эта статья предусматривает, что языком обслуживания потребителей в Украине является государственный. Следовательно, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также физические лица-предприниматели и другие субъекты хозяйствования, обслуживающие потребителей, должны предоставлять информацию о товарах и услугах, а также обслуживать людей именно на украинском.
Это касается как продавцов, так и исполнителей. Где бы вы ни получали услугу ㅡ в супермаркете, банке, кафе или интернет-магазине ㅡ вас должны обслуживать на государственном языке.
В то же время информация может дублироваться на иностранном языке, а по индивидуальному требованию клиента обслуживание могут проводить на языке, приемлемом для обеих сторон.