Украинским гражданам ездить в Россию нечего: министр инфраструктуры Украины — интервью

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины, рассказал Громадскому отом, почему отмена пассажирских перевозок вРоссию— это хорошо, как его министерство собирается бороться с«черными» автобусными перевозчиками пороссийскому, крымскому идонбасскому направлениях, ичто происходит сего уголовным делом, которое недавно открыли.

Ирина Ромалийская

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины, рассказал Громадскому отом, почему отмена пассажирских перевозок вРоссию— это хорошо, как его министерство собирается бороться с«черными» автобусными перевозчиками пороссийскому, крымскому идонбасскому направлениях, ичто происходит сего уголовным делом, которое недавно открыли.

Спецпоезд для Медведчука, или скажи «нет» российскому направлению

Одна изпоследних ваших инициатив— это отмена железнодорожного сообщения сРоссией. Накаком этапе сейчас это предложение?

Мыисходили изочень простой логики, что это естественный процесс, поскольку ежегодно видим сокращение пассажиропотока железнодорожного транспорта вРоссию. Если в2012 году это было больше 5млн, топоитогам 2017 года— врайоне 800тыс. —уменьшение более, чем вшесть раз. Мывидим резкий рост спроса навнутреннем рынке напассажирские перевозки. Ипонимаем, что пассажирских поездов нехватает. Именно исходя изэтой логики итого факта, что унас военные действия сРФ, и, помоему личному глубокому убеждению, украинским гражданам ездить вРоссию нечего, мывыступили стакой инициативой, которая сейчас находится нарассмотрении Кабинета Министров Украины.

ВЗападном направлении мытоже видим резкий рост после введения прямого сообщения Киев-Львов-Перемышль, после запуска поезда четырех столиц (Киев-Минск-Вильнюс-Рига), который с28сентября ходит постоянно. Поэтому мыуверены, что западное направление будет перспективным для украинцев.

Ачто делать стеми, кому нужно или хочется ездить вРоссию? Авиасообщения-то нет.

Надевать форму, брать автомат, идти воевать ипотом, после возвращения Кубани иМосквы, можно разговаривать отом, что «очень надо ихочется поехать».

Увас вРоссии нет родственников?

Уменя там небыло родственников никогда, слава богу. Было много друзей, нос2014 года уже нет.

Ноукого-то там есть родственники иблизкие.

Да, японимаю. Мой родственник, например, нафронте погиб. Яже ненавязываю никому этой парадигмы.

Есть авиасообщение через Минск, если кому-то очень надо, автотранспорт никто пока незапрещал.

Давайте поговорим обэкономической составляющей. Директор «Укрзализныци» врамках Ялтинской стратегии сказал, что будут убытки, назвал цифры (вцелом— 300 млн ($10,6 млн) вгод), сказал, что самый популярный поезд вкомпании— это Киев-Москва— онна77% заполнен, ежегодная прибыль (этого маршрута) составляет 154 млн грн ($5,5 млн). Плюс ежегодную прибыль почти 100 млн ($3,5 млн) дает поезд Одесса-Москва. ИКиев-Санкт-Петербург— еще 20млн ($0,7 млн).

Насамом деле самые популярные поезда— это «Хюндай» и«Тарпан» вУкраине, там заполняемость около 100%. Всторону России— да, они пользуются спросом, ноонуменьшается скаждым годом. Испрос навнутренних перевозках намного выше. Вчастности, буквально недавно Центр транспортных стратегий опубликовал инфографику понаиболее востребованным маршрутам внутри Украины ивзападном, иввосточном направлении. Так вот, российского направления там нет.

Вынераз говорили отом, что пассажирские перевозки убыточные, нотут речь оприбыльных.

Убыточны только региональные поезда, которые обслуживают большие города, так называемые электрички. Все другие типы поездов— межобластные, государственные, международные— они полностью окупаемые.

Вернусь кэтой цифре— 300 млн гривен вгод— будетли альтернатива этим маршрутам, которая принесет сопоставимую прибыль?

Безусловно. Эти поездаже небудут простаивать. Эти девять составов будут осуществлять перевозки внутри страны иполностью компенсируют возможные убытки. Ноуверен, что убытков небудет.

Мысейчас также работаем, кроме польского направления (инадеемся открыть еще несколько, кроме Перемышля), над направлением вСловакию, Венгрию, Румынию иряд других стран.

Через Украину вРоссию идут два молдавских поезда. Иесть азербайджанские железные дороги. Что сними?

Это транзитные поезда, они имеют полное право насуществование. Просто небудут делать остановок натерритории Украины.

Небудут останавливаться? Тоесть украинцы несмогут вних подсаживаться?

Ядумаю, что украинцы просто нехотят ездить вРоссию, мне так кажется.

Судя поназванным вами цифрам, все-таки ездят.

Все меньше именьше. Улюдей открываются глаза, они видят, что туда ездить нечего. Ипотом, это постоянная личная угроза состороны правоохранительных органов Российской Федерации. Есть неединичные случаи задержания, ареста украинских граждан, пыток состороны ФСБ. Ясчитаю, что это недопустимо. Иненадо себя подвергать такому риску.

Тоесть, выбудете договариваться сМолдовой иАзербайджаном отом, что ихпоезда небудут останавливаться натерритории Украины, чтобы брать пассажиров?

Нужна четкая позиция Кабинета министров— принимаетсяли предложение Министерства инфраструктуры или нет. Иуже отталкиваясь отэтого мысможем решать вопросы транзитных поездов. Наэтом этапе проблематика транзита изМолдовы или понаправлению вАзербайджан нерассматривается.

Ноесли они все-таки будут брать украинцев иперевозить ихвРоссию, тогда какой вэтом смысл? Мыпросто отдаем заработанные деньги неукраинской компании, аиностранной.

Тоже самое говорили, когда мызакрывали авиационное сообщение сРФ. Ничего плохого непроизошло, наоборот, есть положительные тенденции ирост. Пассажиропоток растет на30% каждый год иповнутренним, ипомеждународным направлениям. Есть увеличение более, чем вдва раза с2015года, когда мызапретили российским компаниям летать вУкраину или через территорию Украины. Поэтому ясчитаю, что чем дальше мыотРоссии, тем лучше Украине.

Куда делись пассажиры, которые летали изУкраины вРоссию?

Полетели назапад. Тоже самое произошло встранах Балтии всередине 90-х годов. Когда появились дешевые удобные авиарейсы всторону Европейского союза, пассажиропоток всторону России кардинально уменьшился.

Врядли они летели вРоссию отдыхать: накурорты или путешествовать.

Ясебе струдом представляю отдых вРоссии. Там отдыхали только вСибири исосмертельным исходом, срасстрелами.

Ивсеже, куда делись эти пассажиры?

Многие летали назаработки. Иесли кто-то хотел работать недома, товЕвропе все-таки зарплаты повыше, аусловия вразы комфортнее, чем вРоссии. Другие категории граждан— по-разному. Кто-то определил себе место жительства вБалтии, кто-то переехал вРоссию, кто-то наоборот уехал изРоссии иостался вЛатвии, Литве или Эстонии.

Как минимум один самолет, который летает вРоссию, встране остался. Имею ввиду Виктора Медведчука.

Янемогу комментировать эту информацию.

Будет какой-то спецпоезд, который...

...который вывезет его водну сторону? Янеисключаю такой вариант. Ябы приветствовал такой спецпоезд.

Водну сторону?

Да, конечно.

Неведутсяли свами переговоры, ведь неодин Медведчук ездит вМоскву для переговоров?

Есть Минский формат ипереговорщики вэтом формате путешествуют. Недумаю, что комментировать каждого вотдельности— это корректно смоей стороны. Авиационное сообщение сРоссией унас прекращено, только вотдельных случаях предоставляется разовое разрешение.

«Черные» перевозчики, или как заменить водителя маршрутки пассажиром

Что происходит савтобусными перевозками? Выупомянули водном изинтервью, что будете вести некие беседы исавтоперевозчиками отом, чтобы прекратить иэти перевозки.

Наши усилия (ноэто нетолько российское направление, авообще поУкраине) нацелены нато, чтобы исключить черный рынок автобусных перевозчиков. Онслишком большой, негативно влияет наразвитие рынка автобусных пассажирских сообщений. Мывидим, что врезультате существования черного рынка ухудшается качество. Нет гарантий безопасности для пассажиров.

Поэтому наши усилия впервую очередь нацелены нато, чтобы «черные» перевозчики перестали существовать как класс. Чтобы если это ибыло, товисключительных случаях, анена30-40% (внутреннего) рынка, как сегодня.

Эта проблема есть как ввосточной, так ивзападной Украине. Навостоке этот процент, наверное, немного выше, потому что контроль ниже. Номысейчас наверстываем упущенное. Исовместно сНацполицией, другими правоохранительными органами там тоже наведем порядок.

Ведетсяли какая-то работа попрекращению перевозок вРоссию?

Пока мыэто нерассматриваем. Хотя такие предложения звучали, нескрою.

Вот мой опыт: последний раз яездила назаседание поукраинскому политзаключенному Павлу Грибу вРостов— напоезд билетов небыло, они востребованы, так что ехала через Харьков иоттуда— маршруткой. Билеты намаршрутку свободно продаются винтернете. Маршрутка, насколько японимаю, нелегальная. Подороге унас отвалилась дверь, водитель заболел, онпассажира посадил заруль итак далее. Я, честно, переживала, доедули живой.

Именно сэтой целью мысейчас концентрируем свои усилия наискоренении черного рынка как такового.

Этими перевозками кто занимается— украинская сторона или российская?

Это согласованные действия, вслучае международных перевозок разрешение дает иодна, идругая сторона. Иони осуществляются согласно графику имаршруту. Вслучае черных перевозчиков, безусловно, такие вещи неконтролируются. Иони насвой страх ириск берут пассажиров, перевозят ихчерез границу, ипассажиры абсолютно незащищены втаких ситуациях, как выописали.

Есть наша транспортная инспекция всоставе Министерства инфраструктурыи, безусловно, Министерства внутренних дел иНацгвардии полиции. Мыосуществляем совместные рейды, проверки: плановые ивнеплановые. Они дают свой результат, потому что мывидим, что перевозчики уже начинаю запрашивать новые лицензии. Они понимают, что лицензионный процесс очень простой, недорогой. Нотычувствуешь себя спокойно, находясь вправовом поле, платишь легально налоги. Лучше, чем каждый раз рисковать получить штраф или лишиться автомобиля из-за конфискации.

Автовокзал награнице вКрымом, или когда полуостров вернется вУкраину

Как выглядит транспортное сообщение воккупированными территориями?

СКрымом регулярной связи нет. Есть факты, когда люди доезжают доконечного пункта линии разграничения, переходят пешком или наличном транспорте ипотом пользуются услугами перевозчика уже наоккупированной территории.

Есть прямые маршрутки, которые пересекают линию разграничения.

Это нелегальные перевозки. Мыговорим отом, что официально легальные перевозки неосуществляются. Проконтролировать каждого довольно сложно, потому что сегодня это могут быть автобусы довосьми человек, завтра это будет легковой транспорт. Люди будут придумывать варианты, чтобы наэтом заработать деньги. Мыкак раз сэтим иборемся: если выперевозите людей, берете заних деньги, выдолжны получить лицензию идействовать вправовом поле.

Что стак называемыми «ДНР» и«ЛНР»?

Таже ситуация. Военный фактор там играет важную роль, риск довольно высокий при пересечении линии разграничения. Были обстрелы, помним события 2014, 2015, 2016годов, когда гибли люди. Поэтому здесь подход еще жестче. Контроль намного выше.

Что происходит сдорогами наДонбассе? Люди выезжающие соккупированной территории кродственникам сюда, видят такиеже разбитые дороги. Там проехать вообще невозможно.

Вызнаете, по-разному. Если мыговорим офронтовых дорогах, накоторых было много военной техники в2014— 2015годах, мыихотремонтировали запоследние два года. Безусловно, есть проблематика серой зоны— когда украинская власть уже восстановила контроль над оккупированными территориями, нотуда очень рискованно заходить ремонта или восстановления, потому что идет постоянный обстрел. Унас были такие случаи, когда наша техника исотрудники были обстреляны, имыпонимаем, что неимеем права рисковать. Поэтому яприношу свои извинения, нонаэтом этапе мынесможем активно работать там.

Досих пор нет адекватных условий навсех пропускных пунктах. Заэто ваше ведомство отвечает или местная администрация?

Инаше, иадминистрация. Уже определены деньги изрезервного фонда, поэтому, янадеюсь, когда мызакончим все бюрократические процедуры, сможем перейти кобустройству временных сооружений, чтобы люди вкомфортных условиях могли пересечь линию соприкосновения инаДонбассе, ивКрыму. Вслучае Донбасса ситуация хуже, потому что это ненаша компетенция, адело военной администрации.

АсКрымом? Яслышала, что между местными чиновниками ибизнесменами идет спор, где строить адекватный «хаб», награнице или всеже вближайшем поселке, где, возможно, для этого уже выделена земля?

Если мыговорим одополнительной инфраструктуре, это ответственность местного управления. Внашем случае— это четкая линия пересечения иобустройство необходимой инфраструктуры для граждан, которые пересекают эту линию. Мынеговорим окаких-то дополнительных структурных объектах.

Апостройки автовокзала нет впланах?

Зачем? Когда Крым вернется, думаю, это будет вследующем году, тоего (автовокзал) потом сносить?

Титульная нация, или как вырастить украинца «подуху»

Реформирование какой сферы далось вам тяжелее всего, где было сопротивление?

«Укрзализницы», поскольку это очень большая компания, одна изкрупнейших вУкраине поколичеству сотрудников. Это большие деньги втом числе, икоррупционные тоже.

Когда мыговорим «большие деньги», впервую очередь идет неопассажирских, аогрузовых перевозках?

Насамом деле, ите, идругие, нольвиная часть— это грузовые. Ксожалению, наши политики недоросли еще дотого уровня, чтобы заниматься просто политикой, анезаниматься бизнесом.

Вынераз говорили о«мягкой украинизации», таким образом мыполучили объявления ваэропортах наукраинском языке. Автойже «Укрзализнице» билеты наукраинском инарусском. Вызанимались этим вопросом, почему так?

Будут менять, хотя это инепросто, нояявляюсь адептом модели концентрирования внимания намолодежи.

Недавно был вОдесской области, абсолютно русскоязычном, болгароязычном регионе, ичетко понял для себя, что если мывырастим молодых людей, подуху украинцев, томыпобедим.

Иненадо тратить усилия насорока-пятидесятилетних. Они живут вкомфортных условиях, инаша задача ихобеспечить. Авот садик, школа, университет — этото, кчему государство должно проявлять максимальное внимание. Плюс телевидение имасс-медиа.

Тоесть, вызаквоты, заобразование наукраинском?

Безусловно. Ясчитаю, что это абсолютно нормально, если есть титульная нация, топочему гражданин этой страны неразговаривает наэтом языке?

Лирическое отступление последнее: как выотноситесь крешению воЛьвове запретить транслировать музыку, песни нарусском языке?

Насколько япомню, русская музыка воЛьвове появилась только вовремя советской оккупации, доэтого ееблизко небыло.

Иянепомню львовян, которыебы пели русский шансон. Поэтомуто, что было принесено наштыках свостока, натехже штыках вернется обратно.

Прифронтовые дороги, или как сдержать российскую агрессию
Унас так устроена система транспорта, что, например, изприфронтового Мариуполя вКиев тыедешь сутки, по-моему, неговоря уже оЛьвове или обУжгороде. Итак повсей стране. Что-то высобираетесь сэтим делать? Переформатировать поезда, маршруты?

Несутки, немного меньше, но, тем неменее, это очень долго. Около 20часов впоезде— это слишком много для 21века. Железная дорога обещает вэтом году сократить путь до12часов. Посмотрим, насколько уних это получится.

Это маршрут Мариуполь-Киев?

Да. Именно эти два поезда, которые ходят. Вторая задача для нас— это автобан Мариуполь-Запорожье. Вэтом году мывыделили более 500 млн гривен наэту дорогу. Ноесли говорить вцелом постране, вызнаете, ябылбы, наверное, очень счастливым министром, еслибы получил всю инфраструктуру— идороги, ижелезную дорогу, иавиацию— видеальном состоянии инезналбы, что там улучшить.

Ноэто все было убито вхлам. Оно неремонтировалось нето, что год, два, пять, адесятилетиями. Вэтом году мыремонтируем дороги, которые неремонтировались больше 40лет. Тоесть они техники дорожной невидели. Какие они могут быть?

Конечно, те, которые мывидим, когда там просто есть небольшие острова асфальта, асама дорога даже неугадывается, даже вочертаниях.

Естьли увас информация оситуации наАзовском море?

Оно идет пологике российского империализма, они пробуют всяческими способами дестабилизировать регион. Они практически ничего недобились— да, оккупировали Крым, ноцельже была совершенно другая— дойти доБерлина иПарижа, адошли аждоСлавянска. Поэтому мысейчас совместно снашими партнерами покоалиции разрабатываем комплекс мероприятий, которые должны сдержать российскую агрессию. Как вызнаете, Украина усиливает свой военный потенциал вАзовском регионе. Мыблагодарны заподдержку США инадеемся натакуюже поддержку состороны Брюсселя. Кроме прямых экономических убытков для наших морских портов, это приводит ксерьезному дисбалансу врегионе. Мывидим серьезную обеспокоенность состороны стран-членов ЕСиНАТО, вчастности Румыния буквально недавно заявила, что видит серьезные военные усиления вАзовском море состороны РФ. Это усиление имеет явную агрессивную политику, поэтому ядумаю, что мысможем выступить общим фронтом ипресечь такие действия.

Например, создать военную базу вБердянске, очем выуже упомянули. Как это отразится наБердянском порту?

Ямогу поздравить Путина. То, чего онопасался больше всего— самолеты НАТО— уже вУкраине. Иядумаю, что одними самолетами дело неограничится. США передают Украине ибоевые корабли, это тоже хороший знак, что мынеодни имысможем серьезно усилить свой военный потенциал врегионе.

Расскажите, что происходит ввашем уголовном деле (13 сентября министра обвинили в том, что во время пребывания на госслужбе с января 2000 года по апрель 2018-го он получил2,17 млн грн, при среднем курсе в 2000-м 5,5 грн за доллар, в 2013 году 8 грн за доллар, а после падения гривны 26-27 грн за доллар;в то время как его траты составили как минимум3,45 млн).

Оно расследуется.

Выходите надопросы?

Да, яосваиваю новую профессию— изучаю тонкости юриспруденции. Якэтому отношусь философски, хотя конечно эмоционально это неприятно.

Счем высвязываете это уголовное дело?

Ясчитаю, что это был выстрел себе вногу.

Авынедумали уйти вотставку навремя расследования, как тосделалибы вевропейских странах политики?

Как мне сказали американские друзья, еслибы такое дело было вСША, тоофициальные фискальные службы уволилибы наследующий день. ВУкраине этого непроизошло. Мывидим, что цели могли быть разные, новокруг меня опять объединились много людей, которые срадостью ожидали, что яскажу— яустал, занимайтесь сами. Яэтого подарка несделал ибуду работать допоследнего дня.