Уличное затишье и массовые забастовки: как беларусы собираются побеждать
«Сегодня многие люди задавали вопрос: Протест выдыхается?. Если отвечать так, то лишь в физическом понимании этого слова», — написал оппозиционный белорусский телеграм—канал Nexta вечером 18 августа в заметке с названием «уличная передышка». Объяснили, что людям надо физически отдохнуть после ежедневных походов «по двадцать километров» и акций «фактически в круглосуточном режиме».
Готовить свои ноги там призвали для следующих выходных, а сейчас максимально поддерживать забастовки на предприятиях.
«Но самое главное происходит сейчас, во время передышки: продолжается организация платформ, которые представляют наши интересы. Нельзя, чтобы 97%, которые строят новую Беларусь, не имели своих организаций и представительств», — пояснили в сообщении.
19 августа состоялось первое рабочее заседание Координационного совета по передаче власти в Беларуси, где избрали президиум. Туда вошли лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич, бывшая координатор избирательного штаба оппозиционера Виктора Бабарико Мария Колесникова, доверенное лицо Светланы Тихановской Ольга Ковалькова, уволенный за поддержку белорусской оппозиции директор Купаловского театра Павел Латушко, юрист Максим Знак, международный медиатор Лилия Власова и представитель стачкома Минского тракторного завода Сергей Дилевский.
hromadske расспросило у одного из членов Координационного совета, Андрея Стрижака, белорусского правозащитника и активиста, который сейчас временно находится в Украине, какова дальнейшая стратегия достижения своих целей у оппозиции к Лукашенко. Далее — краткие тезисы разговора
Забастовки как главное средство давления
Лукашенко не готов ни к каким переговорам. Единственное, что его беспокоит и чего он боится, — это забастовки. Потому что они очень влияют на экономику.
В Беларуси уже создали Национальный забастовочный комитет для координации действий сотрудников различных фирм страны.
Сейчас к забастовкам присоединились примерно четыре десятка предприятий, однако большинство из них бастует почасово. Некоторые после первого дня забастовки 17 августа сразу вернулись к работе.
Оппозиция очень надеется на продолжение забастовок со стороны стратегических бюджетообразующих предприятий – «Беларуськалий», Белорусский металлургический завод, «Гродно Азот» и др.
В случае увольнений рабочим обещают выплатить из специального фонда денежную компенсацию в 1500 евро.
Для этого создан «Белорусский фонд солидарности», куда каждый наказанный за забастовку может написать заявление.
В то же время координаторы призывают бизнес помогать фонду деньгами. Уже собрано более миллиона евро.
Также собирают нематериальную помощь. В частности, уже формируют школьные портфели для детей тех, кто из-за забастовки не получил всей заработной платы.
Давление мира
Если мир не признает Лукашенко новоизбранным президентом, то это его не остановит. Западные страны от выборов к выборам не признавали результатов из-за недопуска к кампании оппозиционных кандидатов, преследования политических оппонентов и отсутствия независимых международных наблюдателей. Пока Россия будет финансово помогать Беларуси, Лукашенко может игнорировать позицию Запада. Также его не пугают вероятные санкции.
Однако оппозиция ни за что не будет призывать Запад вмешаться в форме интервенции. «Война еще никому не приносила счастья».
Однако уже сейчас налаживаются контакты с теми, кто в случае «военной помощи» Лукашенко со стороны России будет поставлять бронежилеты, каски и кровоостанавливающий Celox.
Межевой срок сопротивления
Нет ориентира на затяжной протест. Если в Украине кульминация наступила через три месяца в результате массовых убийств протестующих, то Беларусь свою «небесную сотню» получила в первые дни акций.
Ожидается, что ситуация может разрешиться в ближайшие десять дней. И тогда станет понятно, возвращаются ли домой в Беларусь лидеры и координаторы сопротивления, или оттуда бегут уже и те, кто там пока остается.
От Лукашенко ожидают одного — что он убежит сам. Это единственный компромисс, на который сейчас готова оппозиция, если тот боится сурового наказания за свои кровавые преступления вследствие потери президентского кресла.
Ни на какие обещания Лукашенко оппозиция не планирует соглашаться, в частности на новые выборы, организованные им. Поскольку он — человек, патологически зависимый от власти — продумает все так, чтобы в конце концов все равно разбить своего противника.