«Ультрас здесь не место»

За что в Луганске задержали фанатов «Зари» и будут ли их обменивать

10 октября в Луганске задержали четырех болельщиков местного футбольного клуба «Заря»: Влада Овчаренко, Артема Ахмерова, Вячеслава Украинского и Дмитрия Крамаренко — всем им нет и 20. Ребята — местные жители и не выезжали из Луганска после создания так называемой «ЛНР». Всех четырех обвиняют в шпионаже в пользу Украины.

Первый месяц никаких официальных комментариев в так называемом «МГБ» самоназванной республики в отношении задержанных не было. 4 ноября «министр» «МГБ ЛНР» Леонид Пасечник заявил, что его сотрудниками задержаны 4 «неофашистов-ультрас «Черно-белые», которые занимались подрывной деятельностью». Подрывали «государственное устройство» ребята из ультрас, по словам Пасечника, с помощью видеороликов в соцсетях, на которых они сжигают флаг «ЛНР».


Вячеслав Украинский. Скриншот с видео допроса

По словам так называемого министра, «МГБ» выявило уже до 32 человек, которые «неоднократно проводили агрессивные профашистские акции». Также Пасечник сказал, что «Главное управление разведки Минобороны вербовало подростков для «проведения деструктивных акций» и собирало информацию, которая включала в себя государственную тайну»

Как и за что задержали ультрасов

10 октября Владислав Овчаренко шел на концерт в центр города, рассказывают друзья, с которыми он договорился встретиться. По дороге он исчез. Где парень — никому не было известно до момента обысков у Влада дома.


Владислав Овчаренко. Скриншот с видео допроса

Друзья Влада предполагают, что так называемое «МГБ» могло выйти на него через его твиттер аккаунт «Луганская хунта». У этого аккаунта почти три с половиной тысячи читателей, в нем Влад высказывал проукраинскую позицию, освещал события в Луганске с начала 2014 года, писал об обстрелах, которые осуществляли боевики, также писал о настроениях жителей города.

В конце сентября Влад написал, что решил уехать.

А за 10 дней до исчезновения — что собирает деньги на лекарства, но на самом деле, говорят друзья, это было связано с планами переехать в Киев.

Тем, кто откликнулся, в своем твиттере Влад посылал номер банковской карточки своего друга — тоже «ультрас» Артема Ахмерова. По номеру этой карты «МГБ», как предполагают друзья ребят, и узнало их имена. Сейчас эту карточку используют как доказательство того, что ультрасы получали финансирование неонацистской деятельности от Киева.


Артем Ахмеров. Скриншот с видео допроса

Одной из тех, кто финансировал «деятельность неофашистов» была, как утверждают в «министерстве государственной безопасности», Мария Варфоломеева (украинская журналистка, которая пробыла в плену самопровозглашенной «ЛНР» год и два месяца и была освобождена в начале 2016). Сама Варфоломеева в комментарии Hromadske.UA сказала, что перечислила на карточку 150 гривен, потому что дружила с Владом, а всего ребятам удалось собрать три тысячи гривен.


Обыск в квартире Владислава Овчаренко. Скриншот с видео

Две недели назад появилось видео допросов и обысков ребят. На одном из видео обыска сотрудники «МГБ» демонстрируют найденные стикеры с проукраинскими картинками, которые якобы ребята расклеивали в городе, чем подрывали «государственное устройство» республики.


Обыск в квартире Владислава Овчаренко. Скриншот с видео

Также нашли футбольные файеры, которые назвали «пиротехническими средствами, которые принадлежат к армейским спецсредствам».

А также распечатанные на черно-белом принтере листовки с символикой полка «Азов», листовки с призывами к боевикам идти сдаваться в СБУ и к местному населению — объединяться против насилия.


Скриншот с видео

Что известно сейчас

Против всех четырех возбудили уголовное дело по статье 335 УК «ЛНР» — «шпионаж», формулировка статьи — «измена родине». Обвиняют — в «создании неонацистской организации, подразделения батальона «Азов». В «МГБ» заявили, что в ходе расследования установили факты вербовки Овчаренко и Ахмерова сотрудниками главного управления разведки Минообороны Украины с позывными «Большой» и «Злой», их также обвинили в распространении листовок с призывами к свержению конституционного строя.

Сейчас так называемое «МГБ» проверяет информацию о причастности ультрасов к корректировке артиллерийского огня по Луганску в 2015 году, а также — в «массовых убийствах» на Майдане в Киеве, в одесском доме профсоюзов, к провокациям и нападениям на активистов во время псевдореферендума о независимости «ЛНР».


Дмитрий Крамаренко. Скриншот с видео допроса

Что будет дальше

Во время допроса Артем Ахмеров говорит, что он с ребятами проходил подготовку на полигоне в Чугуеве (город недалеко от Харькова) летом 2014 года. Родные Ахмерова настаивают, что за границы Луганская он в то время не выезжал. На видео Влад Овчаренко говорит, что его пыталась завербовать военная разведка Минообороны. Друзья задержанных уверены, что показания ребята давали под давлением.

По этим данным «МГБ» будет несложно осудить четырех ультрасов за шпионаж. Наказание по этой статье — до 20 лет заключения. Поскольку они местные, а родители троих из них не имеют проукраинских взглядов, то в списки на обмен фанаты «Зари» вряд ли попадут.

Ирина Геращенко, представитель Украины в гуманитарной подгруппе в переговорах в Минске, в комментарии Hromadske.UA сказала, что про ультра знает «немного».

В полку «Азов» сделали официальное заявление, в котором опровергли свою причастность к задержанным луганчанам.

Настя Станко