Успокоительное для народа или блогер, пустившийся во все тяжкие? Кто такой Арестович

Блоггер, актер, продюсер, политический и военный обозреватель, советник Офиса президента. Все это Алексей Арестович. Ему — 47 лет. У него белорусские корни, а родился он в Грузии. Школу окончил в Киеве, высшее образование получил в Одесском институте сухопутных войск. Имеет диплом военного переводчика и звание майора запаса, а также, по его словам, работал в Главном управлении разведки.

После 2014 года Арестович часто комментировал в СМИ войну на Донбассе и писал на эту тему на своей странице в Facebook.

Большинство украинцев, вероятно, впервые услышали об Алексее Арестовиче в 2020 году, когда он стал советником и спикером украинской делегации в Трехсторонняя контактная группа по мирному урегулированию войны на востоке УкраиныТКГ. Позже руководитель Офиса президента Андрей Ермак назначил его своим внештатным советником. В этой должности Арестович должен был заниматься стратегическими коммуникациями в сфере национальной безопасности и обороны, а также разрабатывать «единый голос» властей.

В январе 2022 года на фоне объявления о подозрении Петру Порошенко Арестович заявил о намерении уволиться. Но до конца так и не понятно, уволился и быстро вернулся, или просто остался. С начала активной войны он стал одним из «голосов» Офиса президента и выступал на официальных брифингах. В ОП его продолжали называть советником Ермака.

Позже к этому вопросу вернулись. Издание «Украинская неделя» выяснило, что Арестовича все-таки нет в перечне ни штатных, ни внештатных советников руководства ОП. С объяснением выступил советник руководителя ОП Михаил Подоляк, заявивший: Алексей Арестович является советником всего Офиса разом.

«Народный любимец»

Чашки, футболки, подушки с изображением Арестовича, даже упоминания в песнях. Благодаря умиротворяющим прогнозам популярность Алексея Арестовича после 24 февраля заметно возросла.

Сам он охотно пользовался новым званием «седативного для украинцев»: писал об этом в соцсетях, был частым гостем разнообразных шоу и, как отмечает «Детектор Медиа», даже зарегистрировал собственную торговую марку для более чем 150 услуг — от консультаций в сфере бизнеса до медицинских и ветеринарных.

Но чем больше полномасштабная война не совпадала с прогнозами Арестовича о «двух-трех неделях» для прекращения боевых действий, тем больше падал уровень доверия. В это время можно было услышать мнение о том, что роль Арестовича как «успокаивающего» была вполне оправдана в первые недели вторжения, когда риск хаоса в стране был самым высоким, однако властям не следует скрывать неприятную правду от населения.

Что пошло не так?

Несмотря на, казалось бы, зацементированный положительный образ Алексея Арестовича у массовой аудитории за несколько месяцев войны по нему пошли трещины.

Первый значительный шквал критики спровоцировали его слова о «маленькой украинской культуре» в крупной поликультурной Украине. Позже Арестович объяснил, что речь шла о «маленьких реакциях на большие вызовы», а не культуре как таковой. Тогда он говорил о неэффективности общей изоляции от россии, потребности в «грамотной работе с рф» и создании «центра тяготения для всех, кто в россии и Беларуси тянется к свету».

«Чтобы все разумное, творческое и вечное в россии имело возможность здесь [в Украине] закрепиться», — добавил Арестович.

Это заявление пересекалось со словами российских оппозиционеров, уже рассматривавших Киев как «столицу Руси», и это, очевидно, не устраивало украинцев.

Новый виток критики случился из-за столкновения с украинскими активистами, которые критиковали Арестовича за слова о культуре. «Украинская культура поражает и восхищает. Пока туда не допустили активистов», — написал Арестович в Facebook 20 июня. И снова тысячи реакций, комментариев, репостов.

Учитывая регулярные скандалы уже бывшего советника ОП, спровоцированные его же словами, журналисты и блоггеры подробно разбирали биографию Арестовича в поисках оценки самозванного «мутного типа». Но для тех, кто был знаком с личностью Арестовича до активной войны, его заявления не стали сюрпризом. Например, всего лишь год назад он предлагал изменить название Украины на Русь-Украина, чтобы отобрать бренд русских у россии.

Подушка с изображением Алексея Арестовича «Не бойся, я рядом!»hromadske

Медийный эффект

По мнению медиаэкспертки Оксаны Мороз, Арестовичу помогло то, что из его уст как представителя Офиса президента звучали успокаивающие спичи, которые были так нужны украинцам.

«И они звучали удачно. Люди запомнили этот паттерн: тогда, когда им очень плохо, Арестович дает им что-нибудь хорошее. Это у людей осталось, и они перестали (или, возможно, и не имели желания) анализировать суть сказанного», — отметила медиаэкспертка.

Медиакритик и журналист Отар Довженко объясняет: в первые месяцы активной войны Арестовичу часто давали слово в медиа, а потом создатели мемов об «успокоительном» и «вау-аналитиках» начали конструировать самосбывающееся пророчество о его исключительной популярности.

На самом же деле, если сравнивать со всем населением Украины, в марте-апреле Арестовичем восхищалась не такая уж большая группа людей. Так же не такое уж большое количество впоследствии начало возмущаться его пророссийскими и украинофобскими заявлениями, отмечает Довженко.

«Должен напомнить еще одно имя — Виталий Ким. О нем в то время также говорили, что он будущий президент Украины, потому что все от него в восторге и он суперпопулярный. Потом Ким перестал записывать видосики каждый день, и сейчас уже многие не вспомнят, кем он был, а 650-тысячная аудитория его телеграмм-канала дает едва сто тысяч просмотров для каждого сообщения», — отметил медиакритик.

Почему у Арестовича была такая риторика? Оксана Мороз предполагает, что ему дали задание работать на российский сегмент интернета, чем могут объясняться его интервью «хорошим русским», резкие и неоднозначные высказывания на многие темы. Но в конечном итоге пользы от «расшатывания россии» было меньше, чем ущерба, который Алексей Арестович причинял украинскому информационному пространству, объясняет Мороз.

«Очень многие его месседжи ложатся в основу российских Информационно-психологическая спецоперацияИПСО, которые, конечно, ни к чему хорошему не ведут […] Возможно, он действительно считает, что пользы в формировании его имиджа [для российской аудитории] больше, чем вреда. Возможно, есть какое-нибудь третье объяснение. Но для украинского информационного пространства он точно является токсичной фигурой».

Заявление об увольненииАлексей Арестович

Арестович все-таки уходит из ОП?

14 января в интервью российскому адвокату Марку Фейгину Арестович предположил, что разрушение дома в Днепре, из-за которого погибли несколько десятков человек, произошло из-за сбития ракеты оккупантов силами ПВО Украины.

«Ее сбили, она (ракета, — ред.) упала на подъезд. Она взорвалась, когда упала. Кроме того, там проблема с едким дымом. Это определенный признак Х-22, потому что она заправляется крайне токсичным топливом. Можно предположить, что токсичное топливо стало дополнительным элементом поражения», — сказал Арестович.

Командование Воздушных сил ВСУ сразу отметило, что в многоэтажку в Днепре попала российская ракета Х-22, запущенная из Курской области, а у ВСУ нет огневых средств, способных сбивать такой тип ракет. Но слова Арестовича с радостью подхватили российские пропагандисты.

Арестович стал объяснять, что был уставшим, и даже извинился перед днепрянами за свои слова, но впоследствии «отозвал свое извинение»: «Спасибо добрым людям, разбудили и порекомендовали прослушать мое же сообщение в эфире у Фейгина... Я четко говорю дважды: “судя по всему” и “еще разбираться и разбираться”».

Впрочем, похоже, что на этот раз Арестович все-таки наговорил слишком много. Народные депутаты начали собирать подписи с требованием уволить его из ОП, и направили главе СБУ депутатское обращение относительно его заявления. А уже утром 17 января Алексей Арестович написал, что уходит из Офиса президента.