В бомбоубежищах или под открытым небом. Как учились дети во время Второй мировой войны

Новый учебный год в Украине начался в условиях полномасштабного российского вторжения. Из-за войны сотни школ разрушены, сотни тысяч учеников были вынуждены уехать из опасных районов. Часть школ работает дистанционно, остальные — под угрозой обстрелов. С подобными проблемами сталкивались дети во время Второй мировой войны. Власти пытались эвакуировать детей из городов в сельскую глубинку, разлучая их с родителями. Не хватало помещений для учебы, учебников и, конечно, учителей, отправлявшихся на фронт. Целое поколение детей так и не смогло получить нормальное образование. Наши коллеги из издания «Бабель» вспоминают, как изменилось обучение во время Второй мировой войны в разных странах.
Как эвакуировали детей
В Европе во время Второй мировой войны эвакуация детей без родителей из зон боевых действий и из пострадавших от войны районов была обычным явлением. Однако в каждой стране были свои особенности организации, логистики, уровня вовлеченности правительства и различных организаций.
После нападения СССР на Финляндию в ноябре 1939 года в Швецию выехали около 50 тысяч финских детей. Вопросами их эвакуации, расселения и обеспечения занималось шведское правительство.
Во Франции еще с середины 1930-х советовали эвакуироваться целыми семьями в случае угрозы газовых или бомбовых атак. Но французское правительство в вопросах эвакуации руководствовалось моделью, по которой «каждый человек может пойти, когда он захочет и куда он захочет». Недостатки такого подхода стали очевидны в 1940 году, когда Германия начала наступление на Западную Европу. Тогда во Францию начали прибывать беженцы из других стран. Только из Бельгии прибыли около двух миллионов человек. В то же время, почти семь миллионов французов пытались эвакуироваться из зоны боевых действий. Все это повлекло за собой логистический хаос. Детей начали вывозить в сельскую местность иногда с родителями, иногда без них. Однако потом их разлучали со взрослыми, и им приходилось по несколько раз переезжать.
Очередные волны эвакуации детей во Франции были уже во время оккупации. И они были уже более организованными. Обычно детей вывозили из Парижа и других крупных городов на поездах под наблюдением учителей или воспитателей.
В Германии вопрос об эвакуации встал только осенью 1940 года, после бомбардировок авиации союзников. Дети от 3 до 10 лет были эвакуированы вместе с родственниками или отдавались в приемные семьи. А переселение детей 10-14 лет координировал Молодежная нацистская военизированная организация, главный кадровый резерв гитлеровской партии, распущена в 1945 годуГитлерюгенд.
По разным данным, за время войны эвакуировали от 3 до 5 миллионов детей.
Нападение Германии на СССР в июне 1941 года пришлось на школьные каникулы. Однако советское правительство поначалу даже не планировало эвакуировать учеников. В сентябре школы Киева, Одессы и многих регионов левобережной Украины приступили к обучению. Однако советские войска быстро отступали, и эти районы становились прифронтовыми или фронтовыми. Поэтому эвакуацию пришлось организовывать второпях. Детей вывозили на Урал, в Казахстан, Среднюю Азию и на Закавказье.
Самой организованной была кампания по эвакуации детей в Великобритании. Готовиться к ней правительство начало еще летом 1938 года. Страну разделили на три зоны: районы, подпадавшие под эвакуацию; районы, принимавшие эвакуированных; нейтральные районы, которые не отправляли и не принимали эвакуированных. Еще на этапе планирования было решено, что любая эвакуация должна быть добровольной, а не принудительной, чтобы не допустить паники в условиях военного времени.
Операция по эвакуации детей началась в первый же день войны — 1 сентября 1939 года. В ее организацию привлекли чиновников, полицейских, железнодорожников, почти 100 тысяч учителей и 17 тысяч членов Добровольческая женская организация, основанная в Великобритании в мае 1938 г. для оказания помощи на случай войны. В нее принимали женщин независимо от их классового происхождения. Во время войны эта служба сыграла ключевую роль в эвакуации мирных жителей. До сих пор существует как благотворительная организация.Женской добровольческой службы гражданской защиты.
Детей эвакуировали без родителей и, прежде всего, из крупных городов — Лондона, Манчестера, Бирмингема, Глазго и т.д. У каждого ребенка к пальто или чемодану была прикреплена багажная бирка, на которой указывались имя, школа и сопровождающие лица. Во время этой волны эвакуации около 10 тысяч детей также вывезли в США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию и другие страны.
Эвакуация была настолько подготовлена, что большинство детей не паниковали, а воспринимали ее скорее как приключение. «Мы прошли маршем к вокзалу Ватерлоо вслед за нашим директором, неся транспарант с названием нашей школы. Мы все думали, что это праздник, единственное, чего мы не могли понять, почему женщины плакали», — вспоминает очевидец тех событий Джеймс Роффи, который впоследствии основал Ассоциацию воссоединения эвакуированных во время Второй мировой.
Вот список вещей, которые дети должны были иметь с собой во время эвакуации: противогаз, сменное нижнее белье и одежда для сна, кеды или тапочки, запасные чулки или носки, зубная щетка, расческа, полотенце и мыло, теплое пальто, запас еды на один день.
Вторая волна эвакуации продолжалась с мая по сентябрь 1940, когда Германия захватила Францию и начала бомбить Британию. Детей снова пытались вывозить не только в сельскую глубинку, но и за океан. Однако попытки эвакуации в Северную Америку прекратились уже летом, после того, как немецкая субмарина потопила одно из эвакуационных судов, перевозивших британских детей-беженцев в Канаду, и 77 детей погибли.
Третья волна эвакуации началась в июне 1944 года в городах на востоке и юго-востоке Англии, когда немцы начали обстреливать эти регионы баллистическими ракетами Фау-1 и Фау-2. Эвакуация продолжалась до сентября. За это время из опасных районов выехали около миллиона человек.
Где и как проводили занятия
Одной из главных проблем, с которыми пришлось столкнуться учащимся во время войны, была нехватка школьных зданий. Многие школы были либо повреждены, либо полностью разрушены. Также распространена была практика, когда школы использовали в качестве казарм для военных или размещали в них штабы Службы гражданской безопасности.
Школы в сельской местности, куда в основном эвакуировали детей, не могли вместить столько учеников. Учебный день разбивали на две, три и даже четыре смены, но это не помогало. Поэтому под классные комнаты переоборудовали разные помещения — церкви, склады, бары и бомбоубежища. А в теплое время года занятия проводили под открытым небом. «В некоторых случаях в течение нескольких недель учителя и дети собирались в каком-нибудь обговоренном месте и просто гуляли по сельским дорогам среди полей и лесов, пока для них не находилось какое-нибудь помещение», — вспоминал Бервик Сэйерс, учитель из провинции на юге Англии.
В военных условиях также не хватало учебников и школьного оборудования. Еще одной проблемой стала нехватка педагогических кадров, ведь многих учителей призвали в армию или службу гражданской защиты. Поэтому классы приходилось объединять. Из-за нехватки помещений и школьных парт многим приходилось сидеть на полу во время занятий. И это при том, что уроки часто прерывали из-за воздушных тревог или перебоев с электричеством.
Все эти проблемы не обошли и Британию, хотя властям удалось оперативно эвакуировать многих детей. К началу 1940 года добавились другие трудности. Поскольку боевых действий и бомбардировок на территории Британии в начале войны не было, почти 60% эвакуированных детей вернулись в свои семьи в города. А в это время большинство городских школ закрыли или переоборудовали под военные нужды. Открыть их оперативно местные власти не могли, потому что нужно было позаботиться о светомаскировке и оборудовать бомбоубежища.
Поэтому около миллиона детей вообще остались без школ. Ученики из бедных британских семей потеряли не только образование, но и бесплатные школьные обеды и возможность проходить медицинские осмотры в школах. Как следствие — среди детей резко возросла заболеваемость. А еще начал расти уровень преступности среди несовершеннолетних.
Как изменились школьные программы
Во время войны изменения претерпели и учебные планы школ. Во-первых, необходимо было усилить патриотическое воспитание школьников. Во-вторых, значительно увеличились часы на военно-физическую подготовку учащихся, изучение основ медицинской помощи, защиты от воздушных и химических атак. Ученики вместе с учителями часто отрабатывали схему действий на случай экстренной эвакуации в укрытия. Также в школах стали более углубленно преподавать историю и географию.
Отдельное внимание уделялось урокам труда. Большое значение придавали практическим навыкам по собственноручному созданию вещей, которые могут пригодиться в быту. Мальчиков учили работать с деревом и металлом, а девочек — шить.
Пытались организовать и внеклассную жизнь учеников. Многие дети участвовали в тыловой работе — разбирали завалы, собирали металл, бумагу и тряпки для переработки, помогали на фермах, вступали в отряды гражданской защиты и даже работали на заводах.
В некоторых странах были и другие нововведения. Например, в США запустили специальную школьную программу, главной целью которой был сбор средств на военные нужды. Для этого школьники продавали военные марки и облигации. К участию в этой программе привлекли 200 тысяч школ с 30 миллионами учеников. Американские школьники собрали в помощь армии 2 млрд долларов. В пересчете на курс 2021 года это равнялось бы 30,8 млрд долларов.
Как учились на оккупированных территориях
Подходы к обучению на оккупированных немцами территориях существенно отличались. В оккупированных странах Западной Европы школьная программа почти не изменилась, разве что добавились курсы германской философии для учащихся старших классов.
В разных странах были свои особенности. Например, в школах оккупированной Франции ввели ежедневную клятву на верность главе прогерманского правительства Французский военный и политический деятель. Прославился во время Верденской битвы в Первой мировой войне, в 1918 году получил звание маршала. В 1940 году возглавил оккупационный прогерманский режим во Франции. В 1945 году Петена признали виновным в государственной измене и приговорили к смертной казни. В то время ему было 89 лет, и из-за преклонного возраста приговор заменили пожизненным заключением. В июле 1951 года Петен скончался в больнице.Филиппу Петену. А в Нидерландах школы вынужденно закрылись в конце 1944 года. Это произошло из-за немецкой блокады: блокировали поставки как продуктов, так и угля. В нидерландскую историю этот период вошел как «Голодная зима», во время которой от нехватки продовольствия и из-за холода погибли примерно 20 тысяч человек.
Однако по отношению к школьникам Восточной Европы у нацистских лидеров были совсем другие планы. «Для негерманского населения Восточной Европы не должно быть вузов. Для них достаточно четырехлетней народной школы. Целью обучения в этой народной школе должна быть простой счет, максимум до 500, умение расписаться, убеждение, что заповедь Божья состоит в том, чтобы повиноваться немцам, быть честными, старательными и послушными», — писал глава СС Генрих Гиммлер в 1940 году.
По такому принципу организовывали обучение на оккупированных территориях Украины, входивших в состав СССР. С 1 октября 1942 года четырехлетние школы должны были посещать все дети от 8 до 14 лет. Посещение школ было обязательным, за нарушение дисциплины ввели телесные наказания, а за пропуски родителей или опекунов учащихся штрафовали или лишали продуктовых карточек.
Для таких школ немцы даже пытались печатать свои учебники и пособия на русском языке. Главное их отличие заключалось в том, что советская идеология заменялась нацистской: вместо портретов Сталина были портреты Гитлера, вместо пионеров — Гитлерюгенд, вместо историй о Ленине описывалась жизнь нацистских вождей. А еще как иностранный изучали немецкий язык на базовом уровне. Суть такого подхода была простой — идеологически подготовить и силой удержать детей в таких школах до 14 лет, когда вводилась обязательная трудовая повинность. С этого возраста детей могли вывезти на принудительные работы в Германию.
Однако одной из главных проблем стала нехватка помещений для занятий. Не хватало и новых «идеологически правильных» учебников. Поэтому во многих школах первые занятия начинались с того, что ученики под строгим наблюдением «редактировали» советские учебники. Педагогов тоже не хватало. Те же из местных, кто соглашался работать в таких школах, автоматически оказывались в зоне риска, ведь интеллигенция на оккупированных территориях первой попадала под репрессии в ответ на партизанские диверсии.
Уникальная ситуация с образованием сложилась в Польше. Вторая мировая война началась с оккупации этой страны Германией и СССР. Оба оккупационных режима запретили преподавание на польском языке в школах, а вузы вообще закрыли. В ответ польские педагоги создали подпольную организацию учителей. Занятия проводились тайно и для небольших групп. Учителя работали под угрозой ареста и расстрела, но это их не останавливало.
В 1942 году в таких условиях учились примерно 1,5 миллиона детей. И это касалось не только начального и среднего образования. Также работали подпольные университеты, профтехучилища, офицерские курсы и даже духовные семинарии. В одной из таких семинарий учился Кароль Войтыла — будущий Папа Римский Иоанн Павел II.
Негативные итоги
В результате Второй мировой войны целое поколение детей не смогло получить нормального образования. Даже в Британии, где правительство пыталось подготовиться заранее, не удалось организовать полноценный учебный процесс. Благодаря успешной эвакуации удалось уберечь немало детских жизней, однако после многолетней разлуки с родными дети возвращались с серьезными психологическими травмами. Некоторые отправлялись в эвакуацию еще маленькими детьми, а возвращались через 5-7 лет уже подростками и не могли адаптироваться к жизни со своими семьями.
Многие дети бросали учебу, чтобы пойти работать в тылу на заводах или присоединиться к службам гражданской защиты. Многие старшеклассники записывались добровольцами в армию. А на оккупированных территориях дети вступали в ряды движений сопротивления.
Вторая мировая повлияла на образование даже в тех странах, где не было боевых действий, например в США и Канаде. Вся экономика переориентировалась на военные нужды, так что на образование банально не хватало средств. Новых школ не строили, а в оставшихся не хватало учебников, парт и другого оборудования.
Общей проблемой для всех была острая нехватка педагогических кадров. Многие учителя погибли на фронтах и в оккупации. Все это отрицательно сказалось на качестве образования и в первые послевоенные годы.
Источники:
- Francesca Cavaliere. British schools during World War II and the educational reconstruction. Grin Verlag, 2016.
- Gerard Giordano. Wartime Schools: How World War II Changed American Education (History of Schools and Schooling). Peter Lang Inc., International Academic Publishers; New edition, 2004.
- Adam Redzik. Polish Universities During the Second World War. Polish-Ukrainian University in Lublin, 2004.
- Олександр Міхно. Освіта України у роки випробувань (1941-1945 рр.). pmu.in.ua, 19.03.2011.
- Lindsey Dodd. Wartime Rupture and Reconfiguration in French Family Life: Experience and Legacy. History Workshop Journal, Volume 88, Pages 134-152, 04.08. 2019.
- Berwick Sayers. Croydon and the Second World War. Croydon Corporation, 1949.
- Julia S. Torrie. For Their Own Good: Civilian Evacuations in Germany and France, 1939-1945. Berghahn Books, 2010.
- Helen Massey. Children of the Second World War: Memories of evacuation, invasion and imprisonment. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2017.
- David Prest. Evacuees in World War Two — the True Story. bbc.co.uk, 17.02.2011.
Автор: Сергей Пивоваров, «Бабель». hromadske публикует материал при поддержке «Медиасети»