В Киево-Печерской лавре забаррикадировались неизвестные. Какая сейчас ситуация в заповеднике?

На территории Киево—Печерской лавры 11 августа забаррикадировались посторонние люди, поэтому заповедник ограничил доступ посетителей на территорию Нижней лавры. Стычек между верующими и силовиками сегодня не наблюдалось. Комиссия заповедника продолжает опечатывать здания.

Об этом сообщил журналист hromadske, который пообщался с чиновниками заповедника и прихожанами.

Пресс-секретарь заповедника Олеся Крамаренко сказала нам, что в некоторых корпусах Лавры забаррикадировались люди и туда никого не пускают. Сколько их там, в пресс-службе точно не знают.

«Мы видели 7-8 [человек]. Видно, что это их паломники [УПЦ московского патриархата], но они не представляются и ничего не говорят», — отметила пресс-секретарь.

И.о. гендиректора заповедника Максим Остапенко отметил нам, что администрация временно решила закрыть доступ к Нижней лавре для посетителей, чтобы «убрать оттуда всех людей, не имеющих отношения ни к монастырю, ни к заповеднику».

«Сейчас мы убираем с территории Нижней лавры (из этих гостиничных объектов) тех людей, которые находятся там по неизвестным причинам на неизвестных основаниях. Они отказываются представляться. И именно эти люди часто либо создают провокации против общины самого монастыря, либо заведомо мешают работать сотрудникам заповедника», — отметил Остапенко.

Он объяснил, как посторонним удалось туда попасть: говорит, что эти объекты десятилетиями использовались в качестве гостиниц. Часть из них была отремонтирована, в частности, за бюджетные средства. Эти гостиницы «приносили кому-то сверхприбыль», и в них иногда поселялись «люди, имеющие пророссийскую позицию».

В то же время доступ к территории Нижней лавры остается открытым для монахов и обслуживающих работников. Священник ПЦУ объяснил нам, что священнослужители должны подтверждать личность, показывая документы — без них не пускают.

Представитель Нацгвардии сказал нам на месте, что столкновений между прихожанами и силовиками сегодня, 11 августа, не наблюдается.

Опечатывание зданий

Остапенко рассказал нам, что сегодня под контроль заповедника полностью вернули корпус №68 — это торгово-производственный объект, ранее используемый нецелевым способом. Там на неизвестных основаниях проживали люди.

В настоящее время продолжается процесс еще по поводу трех других гостиничных корпусов на территории Лавры. Их будут освобождать, когда оттуда уйдут неизвестные люди, которые не представляются, добавил Остапенко.

В то же время он подчеркнул, что до сих пор есть большое количество корпусов, церквей и трапезных, которые использует монастырь. До вступления решения суда в действие монахи продолжат пользоваться теми помещениями, «никто их вытаскивать, выбрасывать не будет».

«Возможно, часть из них хочет продолжать службу. Возможно, часть из них уйдет, потому что они хотят продолжать прославлять [патриарха РПЦ] кирилла. Мы не можем за монахов сказать. Единственное: принципиальная позиция состоит в том, что монашеская жизнь должна продолжиться и монахи должны молиться за Украину, а не российским подонкам», — резюмировал Остапенко.

Он подытожил, что из 79 объектов на территории Лавры уже удалось опечатать 43. Из них 11 уже полностью вернули под контроль заповедника. Все остальные объекты до сих пор занимают монахи УПЦ МП, и «вопрос по ним будет решен после того, как решение суда вступит в законную силу».

И.о. гендиректора заповедника рассказал, что гостиницы и другие нецелевые постройки на территории Лавры в дальнейшем планируют использовать для духовной реабилитации военнослужащих или других людей, пострадавших от российской агрессии.