В Китае освободили мужчину после 27 лет тюрьмы. Его ошибочно осудили за убийство — он говорит, что под пытками
В Китае на свободу вышел Чжан Юхуань — человек, который дольше всех в истории страны (а именно 9778 дней, или 27 лет) отсидел в тюрьме за ложный приговор. Об этом сообщает BBC.
Речь идет об убийстве двух парней в 1993 году. Юхуань был их соседом, поэтому его признали подозреваемым и задержали. В январе 1995 года суд признал мужчину виновным в убийстве и сначала приговорил его к смертной казни, но через два года смягчил приговор к пожизненному заключению.
Юхуань все это время заявлял о своей невиновности. Он также говорил, что во время допросов его пытали полицейские. Но ему долгое время не удавалось обжаловать приговор.
В марте 2019 года высший суд согласился пересмотреть его дело, и, наконец, в июле 2020 года прокуроры заключили, что для признания Юхуаня виновным не хватает доказательств, и рекомендовали его освободить.
«После просмотра материалов дела мы обнаружили, что нет прямых доказательств, которые могли бы подтвердить приговор Чжану. Поэтому мы приняли рекомендацию обвинения и признали его невиновным», — говорится в заявлении суда.
Решение об освобождении Юхуаня поприветствовала и его бывшая жена, которая продолжала поддерживать мужа после развода. «Я была так приятно удивлена, когда услышала объявление суда», — сказала она.
Адвокат Юхуаня сообщил, что планирует вместе с клиентом добиться компенсации за ложный приговор и привлечь к ответственности всех, причастных к его принятию.
Что там с ложными приговорами и пытками в Китае?
Полиция в Китае действительно прибегает к пыткам, чтобы «выбить» признание у подозреваемых в совершенных ими (или не ими) преступлениях. То же касается и возможности обжаловать ошибочные приговоры. Официально Пекин начал бороться с этим явлением с 2010-х годов.
В частности, теперь смертную казнь должен обязательно принять Верховный суд Китая, а приговоры на основе самых лишь признаний подозреваемых (которые могут быть «выбиты» из них) начали сокращаться. Впрочем, эти изменения в основном касаются уголовных дел, а не политических.