«В колонии не верят, что Кольченко — террорист»

Адвокат Александра Кольченко Светлана Сидоркина

Адвокат Александра Кольченко Светлана Сидоркина: Cаша передает всем огромный привет, скучает по Украине. Поддержку ему оказывают российские анархисты, также ему пишут письма со всего мира. Связь с внешним миром — для него важный аспект, который играет большую роль в его жизни.

Сашу дважды помещали в ШИЗО по надуманным основаниям. Я объясняю это тем, что на сегодняшний день это превращается в традицию: лица, которые проходят по политическим делам, по прибытию на место наказания по совершенно надуманным поводам помещаются в ШИЗО. Я думаю, что либо администрация это делает по какому-то указанию свыше, либо для профилактики — чтобы проверить, какова будет их реакция, и сразу поставить их на место — чтобы они не вели какую-то активную деятельность при нахождении в местах лишения свободы. Мне часто приходится ездить в колонии, и эта практика была и в отношении других заключенных, помимо Саши. Это было и в отношении Гены Афанасьева, который находится в Коми, и Алексея Сутуги — это соратник Кольченко, он отбывает наказание в Иркутской области. Он антифашист и тоже анархист, и уже 8 месяцев находится в ЕКПТ.

У Саши Кольченко претензий относительно условий содержания нет. Помещение, в котором он находится, достаточно населенное, но Саша говорит, что там все есть — и место спальное, и тумбочка, и все необходимое в тех условиях у него есть. Кормят, по утверждению Саши, «так, как в Лефортово» — а Лефортово считается более-менее по условиям содержания в такого рода местах. Так что, как говорит Саша, лучше, чем в других местах, где я был — он имел в виду Ростовское СИЗО. Социально-бытовые условия у него приемлемые.

«В то, что я — террорист, в это, конечно, в колонии никто не верит, — говорит Саша. — К ситуации в Украине относятся неоднозначно, кто-то поддерживает, кто-то отрицает. Мало того, что не верят, что я совершал какие-то террористические акты, но и не считают, что были основания для уголовного дела» Люди, которые там находятся, имеют свою точку зрения, несмотря на всю пропаганду, и не относятся к Саше отрицательно. Нет никакого негатива к Саше и его уголовному делу, у него нет конфликтов ни с кем.

Что касается признания Россией украинского гражданства Сенцова и Кольченко. Между Россией и Украиной есть соглашение от 1983 года о порядке обмена заключенными при условии их осуждения и отбытии их наказания в том государстве, гражданами которого они являются. Мы направили запрос в министерство юстиции Украины. Но прокуратура РФ называла всегда Сенцова и Кольченко гражданами России, и их украинское гражданство категорически не принимали. Первое, что дало хоть какую-то надежду — что Северокавказский военный окружной суд вообще не указал никакое гражданство. Я тогда восприняла это так, что суд не отрицает украинского гражданства. И последнее — доклад уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой, которая в разделе «Резонансные дела» указала, что власти РФ наконец-то удалось добиться признания Олега Сенцова и Александра Кольченко гражданами Украины. Я это расцениваю как добрый знак и надеюсь, они смогут скоро вернуться на родину. С точки зрения юридической мы уже все сделали. Осталось только ждать, какое решение будет принято на государственном уровне.

Интервью брала Ангелина Карякина