В «Ландромате» обнаружились чеченские деньги
Минстрой Чечни платил своим иностранным подрядчикам через «ландромат» — сеть отмывочных фирм—однодневок, способствовавших выводу из России 22 млрд долл.
Это следует из истории строительства кирпичного завода в Грозном, изученной «Новой газетой» совместно со словенским изданием «Delo».
Материал "Новой газеты"
В конце 2014 после двух лет работ в Грозном был с помпой открыт новый кирпичный завод. Ленточку перерезал курировавший возведение объекта Хасмагомед Хизриев, министр спорта, а до того министр строительства Чеченской Республики. Присутствовал и Рамзан Кадыров, вручивший почетныеграмотыстройподрядчикам из словенской компании Omnia Arhing, занимавшихся проектированием и оборудованием фабрики.
«Завод построен на средства, выделенные частными инвесторами», —сообщилипо этому случаю в Минпроме республики «Кавказскому узлу». Сумма вложений не называлась, однако ее можнообнаружитьв инвестиционном паспорте города Грозный: 2,2 млрд рублей (или порядка 50 млн долларов по прежнему курсу).
Как минимум5,2 млн долларов получила за «безупречную добросовестную работу» и «активное участие в строительстве» Omnia Arhing. По словам главы компании Штефана Шчека, заказчиком работ являлось Министерство строительства Чечни. Это подтвердил и Гела Валиев, владелец словенской компании «Росслав» — субподрядчика работ.
Несмотря на то, что контракт был подписан с министерством, деньги на счета Omnia Arhing в словенском NLB банке приходили от британских фирм-однодневок Ronida Invest LLP и Drayscott Overseas LLP (4,3 млн в 2012 и 0,9 млн — в 2014, всего восемь платежей). Обе эти компании — ключевые участники «ландромата» — схемы, позволившей вывести из России и «отмыть» более 20 млрд долларов.
Сотрудники словенского банка вряд ли знали про «ландромат», однако транзакции все равно показались им подозрительными. Шчеку пришлось принести в свой банк копию контракта и показать специальный пункт, согласно которому у заказчика есть право проводить платежи через третьих лиц. Только после этого банк наконец согласился выдать деньги
Самого Шчека история не удивила. Он много работал с российскими клиентами, в основном в Чечне: «Когда мы занимались бизнесом в России, мы получали платежи от самых различных компаний».
Шчек, по его словам, никогда не вел дела ни с Ronida Invest, ни с Drayscott Overseas и даже не знал об их существовании.
«Не вижу в этом проблемы, — говорит он.— Это был хороший проект, мы построили отличную фабрику, нам заплатили».
Согласно ЕГРЮЛ, владельцем ООО «Грозстройкерам» (ему и принадлежит завод) является Шамхан Аслахаджиев, про которого Шчек сообщил, что это «простой человек, работавший на стройплощадке», у которого «никогда не было таких денег».
Реальный владелец «Грозстройкерама» неизвестен. Однако есть несколько интересных совпадений. Принять участие в конкурсе компанию Omnia Arhing через Гелу Валиева пригласило ООО Сити-Строй, которое также принимало участие в возведении завода. Это крупный господрядчик, он связан с ближайшими соратниками Кадырова, контролирующими стройкомплекс республики.
Одновременно с этим гудермесское ООО «Джи Эс Групп», принадлежащее в равных долях Шчеку, Валиеву и некоему Рустаму Атангерееву (по словам Шчека, эта компания контролировалась людьми из Минстроя и была нужна лишь для оформления виз словенской команде) — это одна из очень немногих фирм, чей адрес совпадает с адресом «Фонда Ахмата Кадырова». Официальным представителем фонда работает все тот же Хасмагомед Хизриев, а его председатель — сам Рамзан Кадыров.
На вопрос «Возможно ли, что кирпичный завод в действительности принадлежит Кадырову?», Шчек ответил: «Разумеется. Ему все там принадлежит».
Дмитрий Великовский, Анушка Делич («Delo», Словения)