«В марте 1930-го в сотнях сел по всей Украине советскую власть сбросили». Как бунтовали против коллективизации и Голода

Это история почти столетней давности. В конце 1920-х — начале 1930 годов Сталин и советская власть начинают массово сгонять крестьян в колхозы. Территорию Украины накрывает волна народных восстаний и бунтов. Они, казалось, обречены на поражение, но коллективный украинец оказался настолько мощной силой, что заставил советскую власть пойти на уступки.
Кстати, вы знали, что в марте 1930 года в сотнях сел по всей Украине в период от нескольких дней до нескольких недель советская власть была свергнута?
Владимир Тилищак, заместитель главы Украинского института национальной памяти видит в событиях 1930 года параллель с современными украинскими Майданами, движущей силой которых всегда становилось сопротивление несправедливости. Накануне Дня памяти жертв Голодомора hromadske публикует рассказ историка о событиях, которые предшествовали геноциду украинских крестьян.
«Революция сверху»: взять крестьян под контроль
Оказавшись в составе Советского Союза, украинские крестьяне в целом оставались довольно независимыми экономически. Каждый из них имел собственное поле, и фактически это было огромное количество фермеров, которые вели свои хозяйства и не слишком зависели от власти. Они не были пролетариатом, каким хотел видеть население своей страны Сталин. Они не зависели от него, потому что было с чего жить самостоятельно.
К тому же, украинцы помнили о собственном государстве, Украинской народной республике, которая появилась во время революции 1917 года. Эта память подпитывала идеи независимости и собственной государственности. Идеи самостоятельности в той или иной форме распространялись: Хвылевой, с его «прочь от Москвы», экономические идеи Волобуева. Все это создавало волну протестных настроений, которые вызывали страх у верхушки компартии.
Голодомор 1932-33 годов стал финальным аккордом процессов, которые осуществлял тоталитарный режим, начиная с конца 1920 годов. Это время известно среди историков как сталинская «революция сверху». Когда Сталин и компартия начали устанавливать тотальный контроль над обществом. Все либеральные уступки НЭПа, украинизации начинают сворачиваться и устанавливается тотальный контроль, цель которого — взять под контроль крестьянство, составлявшее в то время самую большую часть населения Союза.
Добровольно-принудительные колхозы
Коллективизация была хитро выстроенным процессом. С одной стороны, она прикрывалась правильными идеями о том, что крупные хозяйства экономически более выгодны, чем маленькие. Они могут привлечь для обработки технику, закупить инвентарь, а для мелкого крестьянского хозяйства нецелесообразно покупать дорогой трактор. Но идею укрупнения хозяйств, Коммунистическая партия исказила и использовала для того, чтобы лишить крестьян собственности. Всей. Советская пропаганда говорила о добровольности вступления в колхозы. Но на деле партийное руководство принимает решение о сплошной коллективизации, и всех начинают загонять в коллективные хозяйства. Фактически это было отъемом у крестьян земли, инвентаря и скота. Очень часто забирали даже птицу или запасы зерна. Все это забирали в колхозы.
Вот как это выглядело. Местные активисты — партийцы, комсомолцы, учителя — много рассказывали о преимуществах коллективных хозяйств. Предлагали записываться в колхозы. За крестьянами ходили-ходили-ходили и зазывали. Но со временем звать перестали. От агитации перешли к шантажу. Основным аргументом стало: если не вступите в колхоз, окажетесь на Соловках. Прибегали к различным способам принуждения — запирали в сельсовете мужчин, бросали подвалы. Был и такой способ «перевоспитания» крестьян, как изнасилование жен. Так заставляли подписывать заявления на вступление в колхоз.
Кроме того, в начале 1930 года началась кампания по раскулачиванию. Самые крупные и зажиточные хозяйства, которые, конечно, не хотели отдавать свое нажитое трудом добро, объявлялись кулаками. Имущество конфисковывали, а хозяев с семьями вывозили на север и восток: в Сибирь, Казахстан, Архангельск. Пример депортированных кулаков должен был еще больше запугать крестьянство.
Руки прочь от Бога
Впрочем, все это давление, раскулачивание и коллективизация привели только к нарастанию мятежных настроений. И эти настроения прорвались в феврале 1930 года. Причем последней каплей стали даже не колхозы. Толчком к открытому протесту стала антирелигиозная кампания. В сложные времена церковь воспринималась как последняя надежда, и когда у людей начали забирать Бога, они не выдерживали.
В каждом селе могло быть совершенно по-разному. Например, на Подолье, неподалеку от Шаргорода, выступления начались после 8 марта. Поводом для протестов стала попытка власти провести женский праздник с танцами и гуляниями. Но 8 марта в тот год приходилось на первую неделю поста. И это полностью ломало все обычаи. Это было не принято и неприемлемо. Женщины первыми и начали протестовать.
В нескольких селах вблизи Шепетовки поводом к восстаниям стало то, что комсомольцы начали кампанию по сбору конского волоса и фактически обрезали у крестьянских лошадей хвосты. Потому что им надо было выполнить план сбора. Вот так, в каждом селе по-разному. Но волна началась. И в феврале 1930-го подобные выступления начались по всей территории тогдашней УССР.
«Волынки»: женские бунты и отряды самообороны
Власть называла эти восстания довольно пренебрежительно — «волынками», от русского «волынить», то есть отказываться от работы, саботировать. Эти бунты чаще всего были стихийными, их никто не готовил. Люди закипали от несправедливости, и эта злость выплескивалась. Чаще всего протесты были мирными: собрания или демонстрации. В то время это было не единственной возможной формой протеста. Потому что на протяжении 1920-х власть активно проводила компании по изъятию оружия. У крестьян его не было. Если и было, то охотничье, или у кого-то были припрятаны старые винтовки и револьверы, к которым часто даже не было патронов. Но дальше события могли развиваться в зависимости от реакции власти. Если местные чиновники шли на уступки или прятались, то люди просто шли к колхозным амбарам, забирали свое имущество, скот, зерно и возвращались домой. Если же местные власти пытались подавить выступления, запугать или арестовать кого-то, беспорядки порой перерастали в вооруженные противостояния.
Жертвами таких восстаний стали сотни местных чиновников, активистов и даже учителей, которые были элементами пропагандистской коммунистической машины. Тех, кто больше давил на односельчан, больше и преследовали. Они, в лучшем случае, вынуждены были бежать из села. В худшем, конечно, с ними расправлялись.
Особенностью выступлений 1930 года была ведущая роль женщин. Получалось так, что когда выступали мужчины, это считалось восстанием. Когда выходили женщины, власть не знала, как действовать. Оружие применять нельзя, потому что перед тобой женщины. Разгонять или бросаться с палками — тоже нет. Для власти это было не очень понятно. Если же все-таки власть пыталась применить силу к женщинам, на их защиту выступали мужчины. И в результате вспыхивали массовые беспорядки.
Во время таких масштабных восстаний крестьяне показывали превосходный уровень самоорганизации. Они создавали в селах отряды самообороны, выгоняли и не пускали обратно представителей власти, выбирали собственное руководство. Отдельные отряды самообороны, мало того, что защищали собственные деревни, они пытались выгнать власть и из соседних сел. И тогда восстания охватывали целые районы. В марте 1930 года в сотнях украинских сел в период от нескольких дней до нескольких недель советская власть была ликвидирована.
Есть примеры, когда эти выступления остались в фольклоре. В Мостковском районе Луганской области центром восстания было село Круглое. Там был сформирован отряд, который выгнал власть из соседних сел, и о нем сохранились воспоминания как о «праниковой хмаре». Легенда гласит, что этот отряд создала женщина — комсомолка, которую прислали в деревню проводить коллективизацию, но местные убедили ее возглавить восстание. Женский отряд ходил по деревням и выгонял коммунистов. А «праниковой хмарой» его назвали потому, что оружием женщин были праники, деревянные доски для стирки. Такая легенда сохранилась на Луганщине и была записана в 1990 годах.
Последняя победа
В первый момент была попытка подавить протест. Но власть скоро поняла, что это движение слишком большое и очень стихийное. Тогда начали действовать методом кнута и пряника. Уже в начале марта 1930 года Сталин издает очередную пропагандистскую статью под заглавием «Головокружение от успехов», в которой возлагает вину на местных чиновников, которые якобы неправильно проводили коллективизацию. Крестьянам позволяют выходить из колхозов. И благодаря этому разрешению массовое протестное движение было остановлено. Крестьяне получили то, за что боролись, они возвращали себе землю и инвентарь, а колхозы начали ликвидироваться и расформировываться. Фактически, март 1930 года стал победой крестьянства в борьбе с режимом. Это, конечно, была тяжелая победа. Это была последняя победа крестьянства, которая далась очень дорогой ценой.
Сталин отказался от коллективизации теми методами, которые он насаждал прежде. Но после того, как выступления стихали, репрессивные органы активно арестовывали, задерживали и депортировали активных их участников. Новая волна коллективизации началась осенью 1930 года. И здесь уже действовали хитрее. Вместо шантажа и силы, крестьянам, которые отказывались вступать в колхозы, создавали экономически очень невыгодные условия. Если ты оставался единоличником, ты должен был заплатить гораздо большие налоги, чем в колхозе. Накладывались штрафы и взыскания. Все для того, чтобы заставлять людей отказываться от своей земли. И этот подход дал свои результаты. В 1932 году более 2/3 крестьянских хозяйств в Украине были уже в колхозах. Фактически, Голодомор устроили в селе, которое было уже колхозным. И благодаря тому, что большинство крестьян были в колхозах, Сталин и получил инструмент контроля за ними, за результатами их труда. И смог осуществить операцию геноцида.
Но Голодомор не был лишь местью за неповиновение. Это операция, которая должна была превратить украинских крестьян в пролетариат, послушный инструмент власти. Сталин готовился к войне. Он стремился к насаждению коммунизма в Европе, а Украина играла в этих планах очень важную роль, так как именно из Украины планировалось нанесение военных ударов. И для Сталина очень важно было иметь лояльное население, которое в условиях войны не выступит против. Фактически, он зачищал территорию Украины от несогласных и нелояльных. А таковыми было большинство украинского населения.
Во всей этой истории меня глубоко поражают несколько моментов. Прежде всего, это то, что мы как-то привыкли в украинской истории к разговорам о страданиях или трагедиях. На самом деле, история Украины, особенно история XX века — это история борьбы. Постоянной борьбы за собственное достоинство. Эта борьба принимала разные формы. Когда я углубился в эту тему, меня поразила параллель тех протестов и современных Майданов уже в Украине конца 1990 — начала 2000 годов. Это сопротивление несправедливости, которое живет в украинцах, мне кажется ключевым элементом украинской ментальности. Оно проявляется тогда, когда на него никто не надеется. Эта загадка украинской души. Но оно очень часто приносило те неожиданности, которые позволяли украинцам выживать в трудные времена. И, очевидно, оно и будет залогом украинской победы.
Автор: Наталка Пономарив