В ОП отреагировали на отчет ООН, где заявили о нарушении международного права на войне «с обеих сторон»
5 июля глава Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет презентовала отчет о ситуации в Украине, где заявила, что в российско—украинской войне «обе стороны» нарушают международное право относительно пыток, жестокого обращения и задержаний людей. В Офисе президента отреагировали.
Во время презентации отчета Бачелет рассказала о задокументированных случаях размещения военных целей вблизи гражданских объектов и использования «живых щитов» «обеими сторонами конфликта».
Кроме того, она рассказала о безосновательных задержаниях мирніх жителей на оккупированной территории. Управление задокументировало 270 случаев произвольного задержания и насильственного исчезновения. 8 жертв нашли мертвыми.
В то же время Бачелет заявила, что СБУ и Нацполиция задержали более тысячи человек, подозреваемых в поддержке вооруженніх сил рф и боевиков «Л/ДНР».
«У нас есть обеспокоенность, что аресты могли быть произведены не в соответствии с международными обязательствами Украины по правам человека. Мы также задокументировали 12 случаев, которые могут быть приравнены к насильственному исчезновению украинскими правоохранительными органами», — заявила Бачелет.
Она отчиталась о случаях пыток и жестокого обращения, в том числе с военнопленными, «с обеих сторон» и пожаловалась на «незначительный прогресс в привлечении виновных к ответственности». Бачелет рассказала и о случаях сексуального насилия: большинство зафиксировано на оккупированных землях, но были и случаи на подконтрольной Украине территории.
Какая реакция?
Руководитель Офиса президента Андрей Ермак подчеркнул, что ставить жертву и агрессора в один ряд — это размывание ответственности и смещение фокуса относительно основной проблемы. Он добавил, что украинская сторона расследует военные преступления и преступления против человечности, пока российская — заметает следы.
«Разоблачение преступлений российских вооруженных сил не должно носить оправдательный характер. Поэтому конструкция "обе стороны совершают преступления, только вторая — меньше" просто неприемлема», — пишет Ермак.