В прошлом году в Украине активизировались интернет-мошенники. В НБУ рассказали, по каким схемам они работают
Жалобы на мошеннические действия в интернете составляют почти 70% всех поступающих в киберполицию обращений. За 2021 год правоохранители направили в суд более двух тысяч уголовных дел.
Об этом сообщила пресс-служба Национального банка.
Тема кибербезопасности и платежного мошенничества остается актуальной по всему миру, и, как утверждают в Нацбанке, Украина — не исключение. В прошлом году там констатировали рост активности мошенников.
Самыми распространенными в 2021 году мошенническими схемами, по данным правоохранителей, была продажа несуществующих товаров, псевдо-розыгрыши и телефонные мошенничества, а также Поддельный сайт, где аферисты могут похитить личные данные, которые вводит человек: банковские реквизиты, конфиденциальную информациюфишинговые ресурсы для присвоения денег или сбора персональных данных, завладение деньгами под предлогом сверхприбылей и просьбы о помощи в социальных сетях.
«Но если говорить об уровне ущерба от незаконных действий с платежными картами в общем объеме всех таких операций, то он остался относительно низким», — говорит заместитель главы Национального банка Алексей Шабан.
Так, в прошлом году на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карт на незаконные действия или сомнительные операции приходилось 65 гривен — хотя это больше, чем в 2020 году (тогда было 48 гривен).
Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине (как и во всем мире) традиционно остается социальная инженерия. Речь идет о том, что люди сами переводят деньги аферистам или раскрывают им данные своих карт.
«Всего за прошлый год, по зафиксированным Национальной полицией случаям, киберпреступники обманули граждан более чем на 193 миллиона гривен», — отметил руководитель отдела противодействия преступлениям в сфере компьютерных систем Департамента киберполиции Евгений Дороганов.
И что делать?
Нацбанк 14 февраля в сотрудничестве с киберполицией начал всеукраинскую информационную кампанию по платежной безопасности «#ШахрайГудбай». Ее цель — улучшить осведомленность граждан о кибергигиене и способствовать формированию культуры безопасного поведения в виртуальном пространстве.
В НБУ разъясняют, что желательно иметь отдельный телефонный номер для взаимодействия с финансовым учреждением, зарегистрировать его, «привязав» к своим паспортным данным, и внимательно следить за тем, где размещается информация о финансовом номере. Кроме того, советуют следить за своим мобильным телефоном и не оставлять его без присмотра.