В Швеции государство и церковь признали виновными в ассимиляции финского меньшинства
Шведское государство и Церковь Швеции несут «моральную ответственность» за историческую несправедливость в отношении жителей, которые разговаривают на финно—угорском языке, говорится в итоговом отчете Комиссии правды и примирения.
Об этом сообщают SVT и Dagens Nyheter.
Мянкиэли — один из диалектов финского языка, который получил официальный статус языка меньшинств в Швеции. На нем говорят торнедальцы («народ Западной Похьи»), кваны и ланталайсеты («люди Лантаны»). Однако в течение XIX и XX веков Швеция стремилась ассимилировать представителей этих народов, чтобы они заговорили по-шведски.
В 2020 году в Швеции создали комиссию, которая должна была исследовать роль государства и общественных организаций в политике ассимиляции и шведизации этих народов.
В течение трех лет комиссия составляла карту нарушений и злоупотреблений, которым исторически подвергались финно-угорские меньшинства, и вот наконец представила шведскому правительству отчет почти на 700 страниц.
Комиссия пришла к выводу, что в Швеции действительно существовала политика ассимиляции, направленная на определенные этнические группы, язык и культура которых отличались от большинства населения. В первую очередь ассимиляции подвергались дети меньшинств, которые должны были воспитываться «настоящими» шведами. Система образования стала главным инструментом для этого.
Так, когда в середине XIX века в стране была введена народная школа, детям разрешалось учиться на диалекте финского. Но в конце столетия государство потребовало перехода на шведский. Детям запрещали учиться и пользоваться родным языком. Запрет действовал вплоть до 1960-х годов.
Для многих детей ходить в школу стало болезненно. Собственный язык и культура были пристыжены, а некоторым это усложнило обучение. Это также негативно отразилось на самооценке и желании передать язык следующим поколениям, отмечает комиссия.
В 1903 году в Швеции появились школьные интернаты, о которых заботилась государственная евангелически-лютеранская церковь. Сначала они создавались для того, чтобы помочь бедным семьям, но вскоре перешли к воспитанию в национальном духе. За годы существования через эти интернаты прошло не менее 5500 детей.
Это были закрытые учреждения, где дети оставались надолго под наблюдением персонала. Им не разрешали иметь собственную одежду и заставляли выполнять тяжелую работу. Родной язык был запрещен, а за соблюдением дисциплины следили строго.
Поэтому, по заключению комиссии, после всего государство и церковь обязаны извиниться перед финно-угорскими меньшинствами за политику ассимиляции. Также правительство призывает признать исторические нарушения и увеличить роль мянкиэли в школах и на государственной службе.
Епископ епархии Лулео Аса Нюстрем говорит, что церковь Швеции уже «активно работает» над тем, чтобы популяризировать мянкиэли в общине.