В США нашли останки государственного корабля, пережившего 2 мировые войны. Его возглавлял первый капитан-афроамериканец

В Атлантическом океане после более чем двух десятилетий поисков нашли останки судна «Медведь» — легендарного корабля Службы внутренних доходов США, который был на службе почти столетие, пережил две мировые войны и первым среди государственных судов возглавлялся капитаном афроамериканского происхождения.

Об этом сообщило Национальное управление океанических и атмосферных исследований США.

«Медведь» был построен еще в 1874 году в Шотландии и первые десять лет использовался в китобойном промысле. После этого его приобрело для своего флота правительство США. Судно стало известно благодаря участию в спасательной операции в Арктике в 1884 году, где и продолжал служить еще 41 год.

В течение 1886-1895 годов капитаном «Медведя» был Майк Хили — сын владельца плантации в Джорджии и рабыни, первый мужчина афроамериканского происхождения, возглавивший судно правительства США (хотя, как отмечают историки, при жизни он публично не называл себя афроамериканцем).

Капитан «Медведя» Марк Хили, дата и место неизвестныОфис истории Береговой охраны США

В 1917 году «Медведь» ненадолго возвратился из Арктики для участия в событиях Первой мировой. А в 1929 году его списали с флота и передали городу Окленд, сделавшему из него музейную локацию — известную, в частности, съемками фильма «Морской волк» по сценарию Джека Лондона.

Уже в 1933 году «Медведя» выкупил у власти Окленда адмирал Ричард Берд, и судно отправилось в две антарктические экспедиции: 1933-35 и 1939-41 годов. В годы Второй мировой Тип одномачтового парусного суднакуттер снова вступил в боевую службу и, в частности, участвовал в захвате немецкого шпионского судна в сентябре 1941-го. В конце концов в 1944 году «Медведь» окончательно «ушел» из флота.

«За свою 40-летнее пребывание на Аляске "Медведь" осуществлял самые сложные и самые успешные спасательные операции в истории. Когда коренное население Америки требовало пищи — судно его привозило. Когда китоловы терпели крушение и нуждались в помощи — "Медведь" их спасал. Когда тысячи жителей Аляски заразились "испанкой" — "Медведь" привез им лекарства», — объясняет историк Уильям Тизен.

В 1948-м куттер приобрела канадская компания, которая хотела переделать его в китобойное судно. Но наступил финансовый кризис и вплоть до 1960-х годов «Медведь» стоял без дела. Тогда таинственный предприниматель из Пенсильвании его выкупил и переделал в плавучий отель-ресторан. Но в 1963 году судно затонуло во время буксировки. В общем куттер находился на службе почти 90 лет, что является выдающимся показателем для судна из дерева, говорит Тизен.

Обломки «Медведя» не раз пытались найти. Только в 2019 году более чем в 400 километров восточнее города Бостон (штат Массачусетс) Береговая охрана и Национальное управление океанических и атмосферных исследований США нашли останки неизвестного судна. Но только два года спустя они смогли подтвердить, что они действительно принадлежат «Медведь».

Сравнение элементов на судне «Медведь» с элементами на найденных остатках. Они позволяют американским ученым с большой уверенностью говорить, что останки принадлежат именно легендарному куттеруНациональное управление океанических и атмосферных исследований США

«Во всей морской истории США немногие корабли отмечают как знаковые или легендарные, и ни один не имел такого исторического значения, как куттер "Медведь". История судна, преимущественно связанная с полярными экспедициями (в частности, в Арктике) является рядом мощных рассказов о смелости перед лицом смерти, преданности долгу и легендарных свершениях», — говорят в NOAA.