В США нашли останки государственного корабля, пережившего 2 мировые войны. Его возглавлял первый капитан-афроамериканец
В Атлантическом океане после более чем двух десятилетий поисков нашли останки судна «Медведь» — легендарного корабля Службы внутренних доходов США, который был на службе почти столетие, пережил две мировые войны и первым среди государственных судов возглавлялся капитаном афроамериканского происхождения.
Об этом сообщило Национальное управление океанических и атмосферных исследований США.
«Медведь» был построен еще в 1874 году в Шотландии и первые десять лет использовался в китобойном промысле. После этого его приобрело для своего флота правительство США. Судно стало известно благодаря участию в спасательной операции в Арктике в 1884 году, где и продолжал служить еще 41 год.
В течение 1886-1895 годов капитаном «Медведя» был Майк Хили — сын владельца плантации в Джорджии и рабыни, первый мужчина афроамериканского происхождения, возглавивший судно правительства США (хотя, как отмечают историки, при жизни он публично не называл себя афроамериканцем).
В 1917 году «Медведь» ненадолго возвратился из Арктики для участия в событиях Первой мировой. А в 1929 году его списали с флота и передали городу Окленд, сделавшему из него музейную локацию — известную, в частности, съемками фильма «Морской волк» по сценарию Джека Лондона.
Уже в 1933 году «Медведя» выкупил у власти Окленда адмирал Ричард Берд, и судно отправилось в две антарктические экспедиции: 1933-35 и 1939-41 годов. В годы Второй мировой Тип одномачтового парусного суднакуттер снова вступил в боевую службу и, в частности, участвовал в захвате немецкого шпионского судна в сентябре 1941-го. В конце концов в 1944 году «Медведь» окончательно «ушел» из флота.
«За свою 40-летнее пребывание на Аляске "Медведь" осуществлял самые сложные и самые успешные спасательные операции в истории. Когда коренное население Америки требовало пищи — судно его привозило. Когда китоловы терпели крушение и нуждались в помощи — "Медведь" их спасал. Когда тысячи жителей Аляски заразились "испанкой" — "Медведь" привез им лекарства», — объясняет историк Уильям Тизен.
В 1948-м куттер приобрела канадская компания, которая хотела переделать его в китобойное судно. Но наступил финансовый кризис и вплоть до 1960-х годов «Медведь» стоял без дела. Тогда таинственный предприниматель из Пенсильвании его выкупил и переделал в плавучий отель-ресторан. Но в 1963 году судно затонуло во время буксировки. В общем куттер находился на службе почти 90 лет, что является выдающимся показателем для судна из дерева, говорит Тизен.
Обломки «Медведя» не раз пытались найти. Только в 2019 году более чем в 400 километров восточнее города Бостон (штат Массачусетс) Береговая охрана и Национальное управление океанических и атмосферных исследований США нашли останки неизвестного судна. Но только два года спустя они смогли подтвердить, что они действительно принадлежат «Медведь».
«Во всей морской истории США немногие корабли отмечают как знаковые или легендарные, и ни один не имел такого исторического значения, как куттер "Медведь". История судна, преимущественно связанная с полярными экспедициями (в частности, в Арктике) является рядом мощных рассказов о смелости перед лицом смерти, преданности долгу и легендарных свершениях», — говорят в NOAA.