В Украине снова отключают блоки атомных электростанций. Зачем это делают и при чем тут Ахметов?

13 июня Запорожская атомная электростанция временно отключила энергоблок №4 мощностью около 1 000 МВт. Эту историю сразу связали с олигархом Ринатом Ахметовым, мол, его компании зарабатывают, а государственные АЭС ограничивают. С чем на самом деле связано отключение — читайте в материале hromadske.

Ежегодная история

На самой Запорожской АЭС объяснили, что вывели в резерв энергоблок «для оптимизации финансово-экономической деятельности в условиях значительного падения цен на рынке электроэнергии и сокращения спроса».

Практика отключения энергоблоков АЭС не нова. Так, год назад в энергетике образовался «идеальный шторм», когда из-за первого жесткого карантина потребление резко обвалилось, и электроэнергии стало слишком много. А  энергию на склад не положишь — надо останавливать мощности.

В этом году потребление не такое низкое, однако переизбыток на рынке все равно есть, и поэтому компания «Государственная компания, которая, в частности, обеспечивает баланс производства и потребления электроэнергии, а также мощности в энергосистеме в режиме реального времениУкрэнерго» вынуждена ограничивать производство электричества.

Прежде всего речь идет про объективный фактор — уменьшение спроса на электроэнергию после окончания отопительного сезона. Когда энергии хватает, то можно и патриотизм проявить, запретив импорт из России и Беларуси. Но только до октября, до начала нового отопительного сезона.

Запорожская атомная электростанцияЮлия Найденова/УНИАН

Ринат вездесущий

Однако конкретную историю с отключением энергоблока Запорожской АЭС уже успели связать с самым богатым человеком Украины Ринатом Ахметовым, который немало зарабатывает на электроэнергии. Так, экс-депутат, а ныне член Наблюдательного совета «Укрзализныци» Сергей Лещенко поблагодарил олигарха «за счастливое детство».

«С началом лета падает потребление электричества и резко растет его производство за счет солнечных станций. Кого-то надо отключать. Кого? Конечно же, государственные станции, производящие самую дешевую атомную электроэнергию! Нельзя ведь покушаться на “солнечные” станции, которые работают по самому высокому в Европе “зелёному” тарифу. Угольные ТЭС тоже трогать нельзя», — пишет Лещенко.

Также он напоминает, что в возобновляемой энергетике доля Ахметова около 24%, а в тепловой генерации — 70%.

На влияние олигарха во время своей пресс-конференции намекал и президент Владимир Зеленский, хотя и говорил он не о лете, а об отопительном сезоне.

«Тогда ведомство возглавляла Ольга Буславец, которую связывают с АхметовымМинистерство энергетики руководило выведением блоков АЭС на ремонт именно в отопительный сезон, когда возникает пик потребления. Для чего это делалось? Чтобы увеличить тепловую генерацию (где Ахметов монополист, — ред.)», — объяснял он убытки «управляет атомными электростанциями УкраиныЭнергоатома».

Мухи и котлеты

С тем, что летом потребление падает, а производство энергии солнечными станциями растет, не поспоришь. Но в этом году добавился еще один фактор — дождливая погода.

«В этом году было наводнение, поэтому “управляет гидроэлектростанциями УкраиныУкргидроэнерго” занималось не только Гидроэлектростанции наиболее маневренные, то есть в зависимости от спроса они могут быстро нарастить производство, или, наоборот, уменьшить. Это позволяет балансировать рынокманеврированием, но и вырабатывало электроэнергию, чтобы воду сбросить», — говорит в комментарии hromadske эксперт по атомной энергетике Ольга Кошарная.

Наземная фотоэлектрическая солнечная электростанция «Озерная» в Яворовском районе Львовской области, 28 апреля 2017 годаУНИАН

Она также подтверждает, что из-за «зеленой» энергетики «Энергоатом» больше зарабатывает в период с октября по март, то есть когда в Украине производится меньше электричества из возобновляемых источников.

«Это объективные проблемы несбалансированности нашей системы, и говорить, кому следует отключиться, должно “Укрэнерго”», — добавляет эксперт.

Поэтому критики правы: нельзя ли выключить «ахметовские» (и других владельцев) солнечные электростанции, а не АЭС?

На сайте «Укрэнерго» можно увидеть, что компания фактически так и делает. В отчете о работе энергосистемы Украины за 7-13 июня есть такой раздел, как «ограничение возобновляемые источники энергииВИЭ». В нем указано, на сколько ежедневно «Укрэнерго» ограничивало производителей «зеленого» электричества. Например, 8 июня ВИЭ ограничили на 1 629 МВт, что больше, чем мощность полутора энергоблоков АЭС.

Но проблема в том, что по уже упомянутому дорогому «зеленому» тарифу государство все равно обязано платить производителям ВИЭ. То есть 8 июня они не выработали 1 629 МВт, но деньги за них все равно получат. Потому что так написан закон.

«И все это привязали к закону. Ни в одной стране нет такого, чтобы тариф был привязан к евро, это ненормально. Во всем мире тариф всегда устанавливает регулятор — в зависимости от конъюнктуры, удешевления технологий. А у нас не так, и мы за это платим», — говорит Ольга Кошарная.

Она также отмечает, что и тепловые электростанции сейчас работают далеко не на максимуме, и их производство регулятор тоже ограничивает.

«ТЭС сейчас занимают 18% из общего объема производимой энергии в Украине, это работа на минимуме. А были времена, когда тепловые давали 36%», — говорит Кошарная.

На сайте «Укрэнерго» можно найти подтверждение, что доля ТЭС действительно сократилась. Например, в январе она составляла 29%, сейчас же — 18,3%. То есть из-за значительного падения спроса ограничивают не только атомную энергетику.

«У меня тоже нет никаких симпатий к Ахметову, но сейчас это объективная ситуация, а не то, что ему дают зарабатывать на тепловой генерации», — говорит Кошарная.

Она отмечает, что в нынешней ситуации олигарх прежде всего выигрывает благодаря своим «зеленым» активам, поскольку все производители ВИЭ в Украине (а самый крупный среди них Ахметов) получили особые условия.

Кому вершки, а кому корешки

Но несмотря на то, что Ахметов, вероятно, никак не связан с остановкой энергоблока Запорожской АЭС, репутация играет против него. Добавляет аргументов подобным утверждениям и прошлогодняя ситуация. Тогда было еще сложнее — из-за карантина и сверхнизкого потребления.

Власть сначала ограничила производство как атомной энергетики, так и тепловой, из-за чего шахты ушли в простой. Однако позже энергобаланс пересмотрели в пользу ТЭС, и шахтеры снова вышли на работу, а владельцы теплоэлектростанций (читай Ахметов) немало заработали, пока энергоблоки АЭС были на ремонте. Именно об этом и упоминал Зеленский.

Как напоминает Ольга Кошарная, тогда, во время отопительного сезона, Ахметов еще и пытался воспользоваться зависимостью от тепловой генерации, пока блоки АЭС ремонтировались, чтобы выбить себе лучшие условия.

«Зимой он еще и шантажировал государство. Беспрецедентный случай, когда Запорожская ТЭС зимой полностью ушла на ремонт», — говорит эксперт.

Подробнее о том, как из-за многочисленных поломок Украина была на грани веерных отключений, читайте в нашем материале.

В то же время вкладывать деньги в тепловые электростанции олигарх не спешит. Он инвестирует в «зеленую» энергетику, ведь она перспективнее.

«Ахметов не будет модернизировать ТЭС, чтобы снижать выбросы. Он использует их по максимуму, а потом скажет — забирайте. Так было с шахтами. Они (компания Ахметова, — ред.) не первый год говорят: государство должно давать деньги на модернизацию ТЭС. Прибыль получает Ахметов, а государство должно вложить деньги, чтобы выполнить свои международные обязательства по уменьшению выбросов», — возмущается Ольга Кошарная.

Не так давно руководитель ахметовской компании ДТЭК заявил: они готовы продавать свои шахты и тепловые электростанции.

В следующем материале hromadske расскажет, почему самый богатый человек Украины хочет отказаться от этого бизнеса.