В Карабахе референдум о новой конституции. Он сменит и название
Информация об основных компонентах референдума и комментарии заинтересованных сторон
Фото РИА - Новости
В Нагорном Карабахе 20 февраля 2017 года пройдет референдум о новой конституции и новом названии.
Предлагаем информацию об основных элементах, а именно:
· изменение формы правления,
· изменение названия,
· оценка со стороны Армении и Азербайджана,
· оценка со стороны международных структур.
Новая модель правления
Новая конституция, которая выносится на референдум, предусматривает создание централизованной президентской формы правления с широкими полномочиями законодательной власти.
На данный момент форма правления в непризнанной республике – полупрезидентская, согласно действующей конституции, принятой в 2006 году.
О необходимости усиления президентской власти в Карабахе заговорили в начале 2016 года – как считают многие эксперты, под прямым влиянием конституционного референдума в Армении в декабре 2015 года.
В Армении тогда был противоположный процесс – страна перешла от президентской формы правления к парламентской. Но, возможно, не такой уж это и противоположный процесс. Оппозиция в Армении утверждала, что целью изменения конституции было, на самом деле, создание условий для продления власти президента Сержа Саргсяна, второй и последний срок которого на этом посту истекает в 2018 году. Новая конституция дала ему возможность сохранить свою власть в качестве председателя парламента, премьера или руководителя правящей Республиканской партии Армении.
В мае 2016 года в Нагорном Карабахе была создана комиссия, которая должна была разработать проект новой конституции для перехода к парламентской форме правления – по примеру Армении.
Однако вскоре все изменилось, и комиссия разработала противоположную концепцию конституционных реформ – по усилению власти президента.
Несколько официальных лиц Карабаха и многие в обществе тогда заявили, что это решение было продиктовано четырехдневной войной в апреле 2016 года на линии противостояния, унесшей жизни более двухсот человек с обеих сторон. В результате в Карабахе было заявлено, что парламентская форма правления неприемлема для “фактически находящегося в состоянии войны Карабаха”.
Оппозиционные голоса в Карабахе, однако, говорят, что конституционная реформа проводится для того, чтобы дать возможность действующему президенту республики Бако Саакяну остаться у власти.
Его полномочия истекают в июле 2017 года. Согласно новой конституции, следующие президентские выборы пройдут только в 2020 году, а пока в 2017 году президента изберет парламент. Таким образом, Бако Саакян, который занимает пост президента с 2007 года, теоретически получает возможность остаться у власти до 2030 года.
Изменение названия
В проекте новой конституции, судьбу которой завтра решит референдум, первым пунктом записано “Республика Арцах”.
Однако обе конституции – и действующая, и новая – допускают использование названия и “Нагорный Карабах”, и “Арцах”.
Спикер парламента непризнанного Нагорного Карабаха Ашот Гулян:
“Осуществляется то, о чем мы говорили на протяжении многих лет – что настало время вернуться к нашему историческому, подлинно армянскому названию. И это нашло свое отражение в первой статье проекта новой конституции”.
Комментарии из Азербайджана
МИД Азербайджана, официальноезаявление:
“Незаконный “референдум”, который планируется провести на временно оккупированных территориях Азербайджана, является явным нарушением Конституции Азербайджана, а также норм и принципов международного права и не может иметь правовой силы…
Этот провокационный шаг, а также попытки изменить название неотъемлемой части Азербайджана – Нагорно-карабахского региона, еще раз свидетельствуют о том, что Армения не заинтересована в политическом решении этого военного конфликта”.
Член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграцииТогрул Джуварлы вкомментарии“Кавказскому узлу”:
“Любые односторонние шаги, ставящие под угрозу данный процесс в рамках посреднического формата Минской группы ОБСЕ, решительно отвергаются. Де-юре Нагорный Карабах считается территорией Азербайджана, и это отражено в документах ООН и других международных организаций. С другой стороны, уже само проведение “референдума” в условиях отсутствия азербайджанского населения подрывает его демократичность.
До начала карабахского конфликта более четверти населения региона составляли азербайджанцы.
В условиях, когда они изгнаны с родных земель и лишены возможности принять участие в процессе волеизъявления, результаты любого голосования не имеют легитимности. Главный принцип современной европейской демократии – это предоставление возможности принятия участия в народовластии всем. В данном случае этот принцип нарушен”.
Комментарии из Армении
Заместитель министра иностранных дел АрменииШаварш Кочаряннаписал в своем Twitter:
“Конституционный референдум не определяет статус Нагорного Карабаха. Статус НК определен референдумом о независимости”.
Руководитель аналитического центра “Модус Вивенди” Ара Папян в интервью “Би-би-си”:
“Я не вижу принципиальной разницы в этом переименовании. Арцах как название республики используется и в проекте новой, и в действующей конституции. Обе конституции допускают использование обоих названий”.
По словам координатора фонда армянских исследований “Ани” Татула Акопяна, переименование ничего не меняет:
“Как до сих пор оба названия использовались, так и будут использоваться. Возможно, во время наших армянских обсуждений правильнее будет использовать название Арцах. Но какое бы название мы ни дали, в международных структурах Карабах останется Карабахом”.
Комментарий Минской группы ОБСЕ по урегулированию в Карабахе
“Хотя сопредседатели отмечают, что де-факто власти Нагорного Карабаха применяют подобную процедуру как попытку организовать общественную жизнь своего населения, они еще раз подчеркивают, что ни одна из стран, включая Армению и Азербайджан, не признает Нагорный Карабах как независимое и суверенное государство.
Соответственно, сопредседатели не признают результаты референдума 20 февраля как влияющие на правовой статус Нагорного Карабаха”, — говорится взаявлениипосредников, опубликованном на официальном сайте ОБСЕ.
Комментарий из России
“Мы непризнаем Нагорный Карабах вкачестве независимого государства. Исходим изтого, что его статус должен быть определен путем политических переговоров врамках Минского процесса…
При этом несчитаем, что ход мирного урегулирования мог бы зависеть отпроведения упомянутого “конституционного референдума”, –сообщаетРИА Новости со ссылкой на департамент информации ипечати МИД РФ.
· По предварительным данным, количество избирателей, внесенных в списки для голосования, составляет более 102 тысяч человек. Около 280 избирательных участков откроются во всех районах республики, а также в представительстве Нагорного Карабаха в Армении.
· В проекте новой конституции, как и раньше, будет 12 глав, но вместо нынешних 146 статей будет 175. По информации главы комиссии по конституционным реформам для журналистов, основная часть новых статей будет касаться прав человека.
· Вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха произошел в 1991–1994 годах. После заключения перемирия, Нагорно-Карабахская Республика существует как де-факто независимая республика, не признанная ни одним государством мира, включая Армению. Азербайджан считает Карабах и территории вокруг него, занятые в ходе войны, оккупированными и требует их возвращения.
· Минскаягруппа ОБСЕ – группа стран-членов ОБСЕ, возглавляющая поиск путей мирного урегулирования конфликта вокруг Карабаха, создана в 1992 году. Сопредседатели – представители Российской Федерации, Франции и США. В состав Минской группы входят Беларусь, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция, а также Армения и Азербайджан.