«Вчера все благодарили, а сегодня дело шьют»: экс-военного будут судить за подаренный собратьями нож
Бывшего военного, 60-летнего Виктора Темника задержали в метро сотрудники полиции. При себе у него был нож, который собратья подарили ему на день рождения. Мужчина считал нож сувенирным, а экспертиза определила его холодным оружием. Теперь Темника будут судить.
Что случилось, грозит ли экс-бойцу заключение, действительно ли полицейские намеренно пристают к военным, и какие ножи нельзя иметь при себе, если не хочешь проблем с правоохранителями, выясняло hromadske.
«Почему ты, дурак, пошел добровольцем?»
Киевлянин Виктор Темник до войны был журналистом в разных медиа, преимущественно занимался криминальной хроникой. Перед самым вторжением редактировал книги. В феврале 2022-го записался в Территориальная оборонаТРО, выстояв очередь в четыре тысячи человек. На это ушло два дня. Мужчину взяли в отдельный взвод «Ежи», который сначала развозил металлические «ежи» на окраины столицы. Позже его включили в 112 бригаду, в роту логистики. Возил на передовую патроны, мины, бронежилеты — все, что требовал фронт.
Через год Виктора Темника демобилизовали: в феврале ему исполнилось 60 лет. На день рождения получил подарок — красивый нож с выгравированными узорами и дарственной надписью от собратьев.
Мужчина устроился работать в одну из библиотек Киева заведующим сектором культмассовой работы. Нож лежал дома как сувенир.
2 октября Темник взял его с собой: в библиотеке начиналась военно-патриотическая неделя и хотел рассказать старшеклассникам о службе и показать подарок. Мероприятие в тот день перенесли. Мужчина положил нож в свой рюкзак и спустился в метро, чтобы добраться домой.
«Еду и думаю о том, что вот у меня есть нож, и надо в конце концов уже с кем-то посоветоваться, что с ним делать. Если регистрировать, то где и как, — рассказывает военный. — И тут на платформе мне встречается патруль. На стрелка и зверь бежит. Я поздоровался: "Здоровья желаю", как всегда. В моем представлении полиция — это друзья, к ним доверие, потому что это — свои. Моими собратьями были ребята из разных силовых структур. Мой друг-полицейский погиб».
Патрульные остановили мужчину, потому что увидели на нем ботинки, которые он продолжал носить после службы.
«Вы военный?»
«Я демобилизован, — говорю. — Хотите, документы покажу?
«Показывайте. А у вас в рюкзаке нет ничего незаконного?»
«Огнестрельного оружия нет, но вот есть наградной нож. Хотел с вами посоветоваться, можно ли его носить».
После этих слов Темника повели в комнату полицейских, которая находится на каждой станции метро. Пообещали помочь с разрешением. Там держали два часа, между прочим, спрашивали, зачем он, «такой дурак, пошел добровольцем». Наконец забрали нож на экспертизу.
«Возник умысел на ношение холодного оружия»
Через две недели пришел результат. Этот нож — холодное оружие. А точнее: «клинковое холодное оружие, колюще-режущего действия, изготовленное кустарным способом по типу охотничьих ножей общего назначения».
Уголовное право Украины к холодному оружию относит сабли, кортики, финки, армейские, охотничьи ножи, кинжалы, нунчаки, стилеты, кастеты, свинчатки и т.д. Подразделяется холодное оружие на ударное, рубящее, колющее, а также сочетающее несколько из перечисленных признаков.
Темник получил уведомление о подозрении в совершении уголовного правонарушения по ст. 263 Уголовного кодекса Украины, часть вторая (ношение, изготовление, ремонт или сбыт кинжалов, финских ножей, кастетов или другого холодного оружия без предусмотренного законом разрешения. Наказывается штрафом от 1000 до 4000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от 120 до 240 часов, либо арестом сроком от 3 до 6 месяцев, либо ограничением свободы сроком от 2 до 5 лет, либо лишением свободы сроком до 3 лет — ред.).
В Национальной полиции Украины по запросу hromadske это подтвердили и добавили, что когда мужчина получил нож, «в это время у него возник умысел, направленный на незаконное ношение холодного оружия без предусмотренного законом разрешения». Стандартная канцелярская формулировка. По-человечески: задержали Темника именно за ношение холодного оружия без разрешения.
Сейчас идет досудебное расследование. Следственно-оперативная группа опрашивает работников библиотеки, в которой работает Виктор, собирает характеристики на него у бойцов-командиров. Они обещают ему поддержку: «мы тебя отобьем», и считают историю надуманной, потому что «нож — сувенирный».
У самого Виктора создалось впечатление, что и его задержание, и открытие уголовного производства — из-за предвзятого отношения полиции к военным:
«Почему меня задержали? Там, в метро, не могли придумать основание ни уголовное, ни административное. Не пьяный, не агрессивный, не хулиганил, сумочки не резал, никому не угрожал, наоборот — просил содействия, оформления по закону. То, что я "преступник", признала экспертиза через две недели, а задержали меня, не имея причины. Думаю, потому, что я военный. Сотрудники полиции метрополитена сидят под землей, ракеты им не страшны. Они воевать не пойдут. Кайфуют, что задержали участника боевых действий, которого вчера все благодарили. А теперь они обладают надо мной властью. Мол, влепим тебе по полной программе».
Во время задержания Виктора Темника в метро произошел показательный инцидент: в комнату, где его опрашивали, заглянули женщина с мужчиной: «Там по платформе мужчина бегает с пистолетом, угрожает всех пострелять».
«Все нормально, ситуация под контролем, — ответили патрульные. — У него есть разрешение».
Темник позже видел мужчину, который в тот вечер бегал с пистолетом. Он — душевнобольной, его знают работники метрополитена. Стоял у входа на станцию, кричал: «Всех порешу». Пистолет, правда, не доставал.
Полицейские завидуют военным?
Один из адвокатов Темника (не называет фамилии по личным причинам) считает, что в действиях его клиента нет прямого умысла. Преступление умышленное тогда, когда совершивший его осознавал общественно опасный характер своего действия или бездействия. Мужчина не знал, что его нож является холодным оружием. И досудебное расследование должно это установить.
«Самое интересное, что этот нож собратья купили Виктору возле метро в Киеве, правда, неподалеку другой станции. И таких точек несанкционированных продаж с такими или похожими ножами полно во всем городе. И на обращение полиция отвечает, что нет полномочий на проверку таких магазинчиков».
Адвокат объяснил, что каждый магазин должен продавать нож вместе с сертификатом, в котором указано, что он не является холодным оружием. Тогда при проверке полиции достаточно будет показать документ. Такой сертификат владельцы серьезных магазинов заказывают у государственных экспертов.
Относительно предвзятого отношения к военным адвокат согласен со своим клиентом. Мол, полицейские завидуют военным, потому что у них сейчас больше внимания, уважения и благодарности. И «ловят» их, понимая, что шансов найти у военного запрещенный предмет или оружие больше, чем у гражданского.
Сам Темник, вспоминая свое журналистское прошлое, говорит:
«В 90-е я имел много дел с криминальной хроникой, имел связи с милицией. И часто бывало такое, что нужно было задержать бандита. Долго возиться с доказательствами его причастности к каким-либо преступлениям. Поэтому легче всего было их задержать и обвинить в незаконном владении или хранении оружия. Представить не мог, что эту же статью применят против меня».
Кухонные ножи и карманные складные — не холодное оружие
Бывший правоохранитель Николай Жукович так прокомментировал ситуацию с Темником:
«Я поражен: эксперты редко присваивают классификацию холодного оружия таким предметам (ножам — ред.), потому что должны совпадать все характерные признаки».
Эти признаки четкие. Нож должен быть длиннее 9 см, толщина клинка в самом толстом месте — не менее 2,6 мм (поэтому кухонные и карманные сюда не принадлежат), а толщина гарды (выступа на рукоятке, который фиксирует руку и не дает ладони соскользнуть на лезвие) — не менее 5 мм. Иногда на ноже нет гарды, но есть подпальцевая выемка. Ее глубина тоже должна быть не менее 5 мм. В ней размещаются указательный палец. Имеют значение угол заточки острия, заточка лезвия.
Жукович рекомендует провести еще одну независимую экспертизу. «Если нож не признают холодным оружием, уголовное дело переквалифицируют в административное. А это значит — штраф, потому что с колюще-режущим предметом нельзя находиться в местах скопления людей».
Экс-полицейский отмечает то, что нужно спрашивать сертификаты в магазинах во время покупки, подтверждающие, что нож — не холодное оружие. Но говорит, что были случаи, когда сертификаты оказывались фальшивками.
«Поэтому для своего же покоя в любом случае: купленный нож или подаренный, есть на него сертификат или нет, — надо обратиться к специалистам в управление полиции за профессиональной экспертизой. Такая услуга платная. Получить вывод с мокрой печатью. Если там указано, что нож безопасен, его сразу же отдадут обратно. Если — холодное оружие: можно его добровольно сдать в полицию, или оформить на себя», — рассказывает Жукович.
То есть в обоих случаях на чем должен быть документ.
Иметь разрешение на холодное оружие может каждый гражданин Украины, старше 18 лет и имеющий соответствующее состояние здоровья. Требуется справка от нарколога и психиатра. Сейчас документы можно получить через портал «Дія», но нож нужно будет принести на экспертизу. В разрешении укажут его номер. Если когда-нибудь произойдет какой-то конфликт, то по номеру легко вычислить владельца. Такое разрешение нужно возобновлять каждые три года.
Что касается Виктора Темника, правоохранитель уверен, что суд не отправит его под стражу, учитывая его положительные характеристики, несудимость и т.д. Может быть штраф, а может — и условный срок.
Предвзятое отношение полицейских к военным Жукович в этой ситуации не заметил:
«Военные действия у нас продолжаются. Но не всюду, и вопрос безопасности граждан важен, полицейские действовали по закону: нож в местах скопления людей носить нельзя, даже зарегистрирован. Предположим, что человек не думал применять нож в метро, но хулиган мог его забрать, украсть и кого-то уколоть. Есть правила обращения с оружием».