Виртуальная мобильность. Как вернуть жителей оккупированных территорий в украинское телефонное пространство

Вслед за украинским временем, украинскими деньгами и украинскостью как таковой со временно оккупированных территорий почти исчезла и украинская связь. Позвонить из Крыма на «материк» невозможно в принципе, а в самопровозглашенных «Л/ДНР» худо-бедно работает только один украинский оператор. Преодолеть эту проблему украинская власть предлагает с помощью виртуальных мобильных номеров.

Что это даст и кому они нужны — разбиралось hromadske.

Оккупация оборудования

В Крыму украинские мобильные операторы перестали работать в августе 2014-го. Их заменили местные телекоммуникационные компании. Продаются на аннексированном полуострове и сим-карты российских мобильных операторов. Они работают в роуминге, но по низким тарифам.

Боевики самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» тоже создали собственных операторов — «Феникс» на оккупированной части Донецкой области и «Лугаком» на оккупированной части Луганской области. Их запустили в 2015 году на базе захваченного оборудования «Киевстара».

Симки «Феникса» и «Лугакома» есть более чем у половины населения этих территорий. Хотя операторы используют международный код Украины (+380), работают они по правилам российского рынка. Например, купить сим-карту можно только по паспорту или идентификационному коду.

Абоненты этих операторов могут дозвониться на мобильный номер любой страны мира — кроме Украины.

«Мы знаем, что коммутация там происходит через Российскую Федерацию. В рамках консультаций с нашими международными партнерами идет работа, чтобы ограничить их номерной ресурс», — уверяет заместитель министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Снавер Сейтхалилев в комментарии hromadske.

Сайт мобильного оператора «Феникс» с информацией о звонках в Россию

Что такое виртуальные номера

Чтобы дать возможность украинцам в Крыму и на Донбассе оставаться на связи, Минреинтеграции предлагает внедрить виртуальные мобильные номера.

«Для виртуального номера не требуется физическая сим-карта, нужен только доступ в интернет. Речь не идет о предоставлении какой-либо услуги там (на оккупированных территориях, — ред.). Все происходит на подконтрольной части Украины, а там через интернет просто предоставляется доступ», — объясняет Сейтхалилев.

По его словам, министерство хочет, в частности, предоставить доступ гражданам Украины к цифровым услугам.

«Это и медицинские услуги, и мобильный банкинг, паспортные услуги, где нужно предварительно записываться, получать уведомления о готовности документов. Очень много сервисов, которыми можно пользоваться, только если предоставить номер телефона. Имея один телефон, но много разных номеров, человек может получать звонки по многим различным каналам», — говорит заместитель министра

И уточняет: пользоваться услугой смогут как жители «Л/ДНР» и Крыма, так и украинцы на подконтрольной территории и за рубежом.

Осторожны операторы

Некоторые мобильные операторы отнеслись к предложению Министерства сдержанно.

В «Киевстаре» hromadske сообщили, что реализация этого проекта потребует согласования с отраслью и регулятором, поскольку «действующим законодательством не предусмотрено использование виртуальных номеров, такое понятие в нем не закреплено».

Осторожно отнеслись к инициативе и в «Укртелекоме» (компании принадлежит оператор мобильной связи 3Mob).

«Использование мобильного номера для IP-телефонии пока невозможно из-за законодательных запретов. Возможно, инициатива Минреинтеграции приведет к некоторым изменениям в нормативных документах», — предполагает пресс-служба «Укртелекома» в ответе на запрос hromadske.

Женщины читают на смартфоне последние новости, Киев, 17 марта 2020 годаAP/Efrem Lukatsky

«Таких ограничений нет»

А вот в министерстве законодательных препятствий для введения виртуальных номеров не видят.

«Юридическая служба проанализировала, есть ли формальные запреты для предоставления такой услуги. И вывод был, что таких ограничений нет. Было постановление, которое ограничивало предоставление услуг на временно оккупированной территории. Но решением суда оно было отменено», — объясняет заместитель министра по вопросам реинтеграции Снавер Сейтхалилев.

Не усматривают ограничений и в lifecell. Более того, оператор уже предоставляет такую услугу.

«Эту услугу компания предоставляет украинцам с декабря 2019 года. С ее помощью можно в любой точке мира приобрести украинский номер телефона и пользоваться им без наличия физической сим-карты с помощью специального мессенджера», — сообщили hromadske в пресс-службе компании.

«Хлопот много, рисков много — зачем?»

Консультант участников рынка телекоммуникаций Роман Химич не считает, что предложение внедрить услугу виртуальных мобильных номеров заинтересует операторов.

«За последние 7-8 лет различные органы власти не менее пяти раз обращались к операторам с тем, чтобы организовать систему массового оповещения о чрезвычайных ситуациях. Они привлекали различных поставщиков таких решений, озвучивали разный набор потребностей, но никаких последствий это не имело. Так же будет и с виртуальными мобильными номерами», — сказал он в комментарии hromadske

Химич убежден, что таким шагам должно предшествовать формирование официальной позиции органов власти в отношении оккупированных территорий.

«Ключевая проблема в том, что государство за семь лет все еще не определилось с базовым вопросом — является легитимным предоставление телекоммуникационных услуг на оккупированных территориях, — говорит Химич. — Не проблема эти услуги (такие, как виртуальные мобильные номера, — ред.) предоставлять. Но трудно представить, чтобы кто-то из операторов согласился на такое без четкой позиции органов власти и их содействия. Денег там особых нет, хлопот много, рисков много — зачем?»