Война или мир. О чем договариваются США и Россия

В Швейцарии стартовала неделя переговоров с участием США и России. Главный вопрос — безопасность, прежде всего — в Украине. Кто и о чем договаривается, а также какими будут последствия этих встреч для Украины — в материале hromadske.

Что случилось?

В Женеве прошли переговоры по безопасности между Россией и США. В воскресенье представители делегаций ужинали вместе, а в понедельник провели официальную встречу, продлившуюся более 7 часов.

Российскую делегацию возглавлял заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, американскую — заместитель госсекретаря США Венди Шерман. Несмотря на то, что встреча не уровня «Байден-Путин», эти двусторонние переговоры стали темой дня для ведущих медиа.

Вот примеры материалов западных журналистов:

The New York Times: Сцена в Женеве: сдержанный ужин, разговоры в стиле холодной войны и больше российских угроз.

BBC: Россия преуменьшает угрозу Украине в переговорах с США

CNN: У Запада есть редкая возможность поставить Путина на место

The Guardian: Американо-российские переговоры по Украине «полезны», но прогресс не достигнут

The Washington Post: Переговоры Россия-США зашли в тупик по вопросу о расширении НАТО, но посланник Москвы говорит, что ситуация не «безнадежна».

О чем договорились?

Как сообщает The Guardian, стороны потратили почти восемь часов, чтобы представить свои точки зрения по ситуации в Украине (на нашей границе сосредоточено около ста тысяч российских военных) и европейской безопасности в целом.

Россия требовала гарантий, что Украина никогда не получит членства в НАТО. США же уговаривали Россию отвести войска от украинской границы.

После встречи дипломаты двух стран рассказали, что переговоры были «полезными» и «профессиональными», но добиться прогресса по конкретным вопросам не удалось.

«Сегодня у нас были полезные дискуссии, и мы обменялись мнениями, которые помогут нам определить путь вперед», — сказала Венди Шерман.

Ее российский коллега Сергей Рябков заявил: «Разговор был сложный, долгий, очень профессиональный, глубокий, конкретный, без попыток приукрасить или сгладить острые углы».

Позиция США

Венди Шерман рассказала, что на встрече речь шла о возможности возобновления Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (подписан в 1987 году между США и СССР, — ред). Также поговорили об ограничении масштабов военных учений и увеличении их прозрачности. Шерман отметила, что переговоры будут продолжаться: вопрос контроля над вооружением не решается за несколько дней или недель.

Что касается требования России предоставить гарантии невступления Украины в НАТО, то заместитель госсекретаря озвучила позицию США: «Мы не позволим никому запретить политику открытых дверей НАТО». Она добавила, что вопрос вступления в Альянс — суверенное право каждой страны.

В ответ же на позицию россиян, мол, Кремль не планирует нападение на Украину, Шерман заявила: «Они могут доказать, что действительно не намерены [вторгаться] путем деэскалации и возвращения войск в казармы». Американцы предупредили россиян: в случае вторжения Москва подвергнется санкциям, которые будут значительно жестче, чем те, что были введены в 2014-м. Эти заявления Рябков описал журналистам как «определенные угрозы или, по крайней мере, предупреждения».

Уже после завершения переговоров спикер Белого дома Джен Псаки выразила надежду, что «путь дипломатии станет той дорогой, которую они (россияне, — ред.) изберут».

The New York Times подытожила, что для США даже такие медленные переговоры лучше вторжения. «Несмотря на то, что встреча с Россией в понедельник не принесла дипломатических прорывов, американские официальные лица могли по крайней мере вздохнуть с облегчением: Москва не усилила свои требования и не вышла из переговоров с Вашингтоном», — говорится в материале американского издания.

Позиция России

Для России главным вопросом этих переговоров были гарантии, что НАТО не будет расширяться дальше на восток — и, соответственно, никогда не примет в Альянс Украину. «И я бы сказал, что все остальное в значительной степени зависит от того, что будет происходить дальше на этом пути, именно от этого вопроса», — сказал Рябков. Также он подтвердил, что получить такое обещание России не удалось.

Он назвал предложение США более тесно обсудить вопрос о контроле над вооружениями второстепенным по сравнению с присутствием НАТО в Центральной и Восточной Европе.

Более того, накануне встречи Рябков высказался значительно жестче и недипломатичнее: «Требовать от России уступок больше не получится. НАТО нужно собирать манатки и отправляться к пределам 1997 года».

1997-й россияне вспоминают неслучайно: тогда между НАТО и Россией был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности». А требование к Альянсу вернуться к границам 1997-го означает, по сути, лишение членства стран, вступивших в НАТО после этого года, а это 14 из 30 действующих членов НАТО, в частности Польша, Чехия, Венгрия, страны Балтии.

Что касается Украины, то Россия хочет, чтобы на следующем саммите НАТО было отозвано решение Бухарестского саммита 2008 года (именно тогда Альянс решил, что Украина и Грузия станут членами НАТО). «Нам нужны железные юридические гарантии — не обещания, а именно гарантии. Те страны, о которых я говорил, не должны стать членами НАТО. Это вопрос национальной безопасности России», — добавил замглавы МИД РФ.

Кроме того, Рябков повторил, что Россия не планирует нападать на Украину. Мол, учения российских войск проходят исключительно на территории РФ, поэтому «нет оснований беспокоиться об эскалации по этому поводу». Угрозу введения санкций в случае российского вторжения в Украину дипломат назвал шантажом.

Реакция Украины

На момент подготовки этого материала официальные представители Украины не озвучили позицию по результатам переговоров США и России.

Тем не менее, бывший министр иностранных дел Павел Климкин в эфире телеканала «Украина-24» заверил, что переговоры не приведут к «сдаче» Украине. «Этого американцы никогда не сделают. Вопрос в другом: сделают ли они это для себя — для западного мира (поскольку не могут показаться слабыми перед Китаем), или они будут поддерживать нас как сильного и надежного союзника... “Сдавать” не будут, но они могут договориться поставить Украину “на паузу”», — заявил Климкин. Также он отметил, что реальных договоренностей между Россией и США можно будет достичь (или не достичь) на уровне президентов двух стран.

Бывший посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный считает, что эти переговоры между США и Россией дали Украине определенную передышку. «Американская сторона абсолютно четко заявила: если на границе с Украиной не будет деэскалации — будут вот такие санкции, если будет эскалация — начнутся следующие. Это было разделено на три группы возможных санкций, которые будут использоваться Вашингтоном и европейским сообществом», — пояснил Бессмертный в эфире «4 канала».

Что предшествовало переговорам?

Осенью прошлого года Россия начала очередное стягивание войск к границе с Украиной. Американские издания писали об угрозе открытого вторжения российской армии.

15 декабря МИД РФ передал США проекты двух документов: соглашение с НАТО и договор с США о гарантиях безопасности. В обоих находились пункты об отказе принятия Украины в Альянс. А впоследствии Путин заявил: если Россия не получит того, чего хочет, она прибегнет к военным мерам достижения цели.

Через две недели после обнародования требований России состоялся телефонный разговор Байдена и Путина. После этого американский президент побеседовал с Владимиром Зеленским. Байден заверил, что США решительно ответят в случае российского вторжения.

Чего ждать дальше?

Переговоры в формате США-Россия — первые из трех групп встреч, запланированных на эту неделю. В среду в Брюсселе должно пройти заседание Совета НАТО-Россия. А в четверг в Вене переговоры россиян с ОБСЕ.

«Если в результате переговоров, которые продолжатся в среду и четверг, сначала с НАТО, а затем с ОБСЕ, не будет достигнуто соглашение, остается непонятным, усилит ли это позицию любой из сторон. Это могло бы дать большее время США, чтобы привлечь европейских союзников для введения масштабных экономических санкций, которыми можно было бы наказать Россию за вторжение. Но задержка дает Путину больше времени для позиционирования войск, которых у границ сейчас насчитывается примерно 100 тысяч, для возможного вторжения в Украину», — пишет The New York Times.

А The Guardian напоминает о потенциальных планах России по полномасштабному вторжению в Украину: от обострения на Донбассе до захвата Киева.